Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие дошкольника

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Составьте план теории данного вопроса и словарь терминов, затем решите следующие задачи:
Задача 1. Выделите характерные особенности восприятия детей дошкольного возраста. Как усваиваются детьми сенсорные эталоны? О каких видах действий восприятия (отнесение к эталону, идентификация, моделирование) идет речь в каждой ситуации?
А. Валя рассматривает книгу. На одной из страниц нарисованы геометрические фигуры. Валя показывает фигуры пальцем и называет: «Круг, квадрат, треугольник». Указываю на овал: «А это что?» - «Это блин», - отвечает Валя. Отложила книжку, взяла линейку с отверстиями разной формы, обрисовала одно из них – получилась трапеция. Зовет меня: «Мама, смотри, какая юбочка получилась».
 Б. Веду Валю в детский сад. Она предлагает пройти через дыру в сетке забора, от чего я решительно отказываюсь. Идем дальше. Валя обращает внимание на маленькую дырку в сетке. Показывает на нее и хитро так улыбается: «А через эту дырку давай пройдем!». Я тоже смеюсь. Валя заключает: «Котик через эту дырку пролезет, а человек – нет. И гуля (голубь) пролезет, и воробышек пролезет!».
В. Вале нравится смотреть кулинарные книги. Она нашла в одной из них фотографию кухонного интерьера. Спрашивает: «Это наш дом?». Я механически отвечаю ей: «Наш, наш». В течение минуты Валя продолжает рассматривать фотографию. И вдруг возмущенно восклицает: «Ты говоришь, что это наш дом, а это – не наш дом! Это бабушкин дом. Видишь, вот на шкафчике такие ручки, как на бабушкином!». Действительно, на нашем шкафчике ручки круглые, а на бабушкином – длинные.
Задача 2. Проанализируйте процесс мышления ребенка в описанных ниже ситуациях. Какие операции мышления он использует при построении умозаключений?
А. «День больше ночи. Мы Сазоновский лес проехали днем и приехали на станцию днем. Ночь меньше дня. Туда мы ночью только Сазоновский лес проехали». Совершенно правильный вывод. По дороге в Сивинь в июне вечером мы въехали на лошади в Сазоновский лес, а при выезде из него начинало светать. Теперь же, выехав около 12 часов дня, засветло были уже на станции.
Б. – Знаешь, чего я во сне видел: птичка без папы вывела птенчиков.
-	Без чьего папы?
-	Ее папы.
-	Зачем ей папа?
-	А кто же птенчиков караулить будет?
В. Женя ел деревянной ложкой и объявил, что «ложки скоро гниют и поэтому они подходят деревенским, а городским не подходят, т.к. городские очень долго живут». На вопрос, почему же они подходят деревенским, ответил, что «деревенские все старые и скоро умрут, молодой один – Мишка (который вез нас на станцию)». Это – новые подробности из не раз обнаруживавшегося взгляда его, что город, «старея», становится деревней.      
Задача 3. Проанализируйте ответы детей и ответьте на вопросы: 1) могут ли дети осознавать последствия поступков? 2) какие виды последствий называют дети? 3) есть ли различия в осознании детьми последствий для себя и для других?
В экспериментальном исследовании изучалось умение детей осознавать последствия поступков – как своих собственных, так и поступков других детей. Детям задавали вопросы типа «Что будет, если …». Были получены разнообразные ответы детей. Например: «Что будет, если ты поможешь маме убрать в комнате?» - «Мама меня похвалит», «Мама скажет спасибо», «Мама обрадуется»; «Что будет, если ты ударишь ногой котенка?» - «Котенку будет больно», «Котенок убежит», «Меня за это наругают», «Мне будет стыдно, ведь котенка бить нельзя»; «Что будет, если девочка не уступит место бабушке в автобусе?» - «Бабушка ее наругает», «Бабушка устанет, ведь она старенькая».
Практическое задание. 
Изучите особенности эмоционально-ценностного отношения дошкольника к себе по методике А.М.Прихожан и З.Василяускайте «Нарисуй себя» (10, с.142-145).