Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие в подростковом возрасте

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задача 1. Какие особенности учебно-познавательной деятельности подростка отражены в приведенном примере?
Один семиклассник, человек веселый и остроумный, мечтал, чтобы уроки выучивались сами, без затраты труда и времени. Он придумал идеальный, с его точки зрения, способ подготовки уроков: «Выпускали бы такие таблетки: на одной «алгебра» написано, на другой – «физика», и так по всем предметам. Проглотил одну – она сразу туда (показывает на голову). Какая-нибудь там химическая реакция происходит – тр-р-р-р… Отвечаю, и сразу – «пять»! Например, примешь перед уроком таблетку «геометрия», а на обороте тема урока написана – и все в порядке! Знания – в коробочке, а коробочка – в кармане!
-	Денег на пилюли не хватит!
-	А зачем деньги?! Учителя уже будут не нужны, пускай только экзамены принимают! Всю их зарплату – на таблетки!.. Я бы весь год голодным ходил, а перед экзаменами наглотался бы – голова прямо бы шишками пошла!.. Вот такими! Одна шишка – геометрия, другая – алгебра…Нажмешь на нее – готово, только пятерочки собирай!». Такое выдумается от нелегкой жизни в учении.
Задача 2. Выделите характерные особенности когнитивного развития подростка и ответьте на вопросы: а) почему участие в обсуждении столь важно для развития мышления? б) с чем связаны трудности в овладении теоретическими знаниями учащихся в подростковом возрасте?
А. Швейцарский психолог Ж.Пиаже установил, что логическое мышление и рефлексия подростка развиваются в дискуссиях и спорах (со сверстниками или взрослыми, если они считают подростка равным участником обсуждения). «Логическое мышление, - писал Ж. Пиаже, - это дискуссия с самим собой, которая воспроизводит во внутреннем аспекте реальный спор».
Б. Шестиклассник решал задачу, в которой надо было вычислить площадь граней куба при ребре в 10 см. Он прочитал задачу и говорит: «Это – ерунда! Легкая! Здесь просто считать нужно! Сейчас сделаем!». Начинает вслух считать грани, мысленно представляя куб: «Четыре… шесть… восемь… Эх, кубик бы сюда!..». Рисует его, опять считает грани: «Три, четыре…здесь пять, шесть… Пропустил, кажется!». Берет спичечный коробок и опять считает: «Ага, восемь! Значит, на восемь надо умножать!». Здорово сосчитал! Причем допустил ошибку, даже имея в руках предмет. Дальше идет работа с опорой на рисунок: чертит квадрат со стороной в 10 тетрадочных клеточек, делит его на клеточки 10х10 и считает их! В результате задача решена неправильно, найти ошибку подросток не может, а когда на нее указали, говорит: «Подумаешь! Я ведь только неправильно грани сосчитал!». 
Задача 3. Проанализируйте особенности общения и взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми. Какие нравственные характеристики  подростков проявляются в общении? Какая функция самосознания актуализируется в общении?
А. В исследовании Л.И.Белозеровой был составлен «портрет» подростка – отличника с первого класса из высказываний одноклассников мальчика. 18 человек назвали его «плохим товарищем», никто не хотел сидеть с ним за партой, выполнять с ним общественное поручение. Они писали о нем (в скобках указано количество человек, написавших о том или ином недостатке): «любит ставить себя выше других» (4), «любит показать, что больше других знает» (3), «любит командовать» (2), думает, что умнее всех» (1), слишком много думает о себе» (1), «много о себе воображает» (1), «важничает» (1), «задается» (1), «хвастун» (1), «хочет, чтобы все в классе слушались его и подчинялись ему» (1), «никогда не поможет на контрольной, сколько ни зови» (1), «у него ни за что не выпросишь списать» (1). Этот подросток – очень развитый и умный, много читает и знает, общение с ним интересно. Но, несмотря на это, одноклассники не хотят с ним общаться, так как для ребят неприемлемо его отношение к ним.
Б. О должном, обижающем и радующем отношении взрослых подростки пишут: «Взрослые должны относиться ко мне как к понимающему человеку, а они считают меня маленьким. Я не согласен с этим. Они все время следят за мной и сыплют замечаниями: «Не трогай», «не лезь», «не ходи»; «взрослые должны относиться ко мне как к человеку, который может их понять. Я не требую, чтобы ко мне относились, как ко взрослому, но тайны, от которых я не делаюсь хуже, зачем скрывать? Приятно, когда я могу разговаривать со взрослыми, как с равными. Мне уже иногда разрешают участвовать в серьезных разговорах, выслушивают мои советы и уже чаще, чем раньше, находят меня правым. Я люблю помогать взрослым, но они контролируют меня, когда я выполняю порученную ими же работу, а иногда даже пытаются помочь мне снять или надеть одежду. Они все еще боятся отпускать меня далеко от дома, боятся, что я заблужусь. А мой друг уже один ездит в «Детский мир» и даже в «Лужники»; «когда я в гостях у своих знакомых, я чувствую себя взрослым человеком, потому что я их хорошо знаю. А когда я в гостях у знакомых моих родителей, то я ощущаю себя ненужной, маленькой»; «приятно, когда не расспрашивают, что я делала вчера и сегодня, не проверяют мои слова, а доверяют. Я хочу сама выбирать себе друзей, а не с их помощью». 
В. Ученик VIII класса размышляет: «Я хочу скорее встать взрослым, а мне с этим почему-то трудно. Другой раз хочется быть как все, но не получается… Еще, по-моему, я стесняюсь девочек, а особенно, когда они подойдут и чего-то спрашивают. Иногда мне говорят, что я сделал непродуманный поступок, но это не так, я хочу как-то выделиться из всех ровесников».
Практическое задание.
На основе анализа теоретических источников и собственных наблюдений составьте психологический портрет современного подростка.