Задача 1. Проанализируйте результаты исследований. В чем общность и различие основных задач развития у взрослых – мужчин и женщин?
В специально проведенных исследованиях обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи. Огромные различия обнаружены и в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские – в подавляющем большинстве – с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить работу ради детей или с разводом, новым браком.
Задача 2. Какое структурное звено самосознания сильнее всего изменяется в зрелости и почему?
А. «Чувствуешь себя уже не на 20 лет, но лет на 30 – 35. Это чувствуется, когда о будущем задумываешься. Не очень весело становится. В принципе глубоко влезать в это не хочется».
Б. «Я долгое время проработала в школе, и когда ушла оттуда, то появилось желание носить только джинсы. Этим, как я потом поняла, я подтверждала появившееся чувство свободы. Потом пришлось делать карьеру. И на смену джинсам пришли пиджаки и строгие блузки. Сейчас же я хочу просто жить и получать удовольствие от жизни. В этом мне помогают яркие жилеты и блузки».
В. «Не зовите меня на «вы». Мне же не 50 лет. Когда мне «выкают», мне кажется, что я какая-то старая. В общем, чувствую себя некомфортно».
Задача 3. Выделение периодов взрослости и кризисов – дискуссионная проблема в возрастной психологии. В чем причина разноречивости в оценке и описании кризисов взрослости? Дайте краткий психологический комментарий фрагментам размышлений взрослых о своей жизни.
А. «Уже мало в жизни можно изменить. В тридцать лет можно было подумать о перемене профессии, причем кардинально, где-то подучиться. Сейчас получается, что этих возможностей становится все меньше и меньше».
Б. «Страшно что-либо менять, так как уже выработан некий стереотип поведения, который помогает тебе выживать. И еще вопрос: смогу ли я, переложив новую модель поведения в реальность, быть более счастливым? Может, оставить все как есть?»
В. «Раньше строила планы на будущее, теперь нет. Я не знаю, что будет дальше. День прошел, и слава богу».
Г. «Мне когда было 18, смотрел календарь, сколько мне будет в 2000 году – 36. Думал, старый буду, жутко стало. А сейчас я понимаю простую вещь, что каждый возраст по-своему хорош. Конечно, я прошел такое состояние – года два было, похоже на депрессию. Ничего не хотелось делать, много размышлял. Просто думал о жизни и все. И сейчас думаю о смысле жизни постоянно, не потому что это давит, а просто размышляешь. Мне кажется, что самое главное – это движение в жизни. Тогда будешь чувствовать себя хорошо в любом возрасте».
Практическое задание.
Напишите небольшое эссе на тему «Мое восприятие взрослости».