Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие в юности

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задача 1. По приведенным ниже описаниям охарактеризуйте особенности и проблемы построения жизненной перспективы в юношеском возрасте. 
А. Девятиклассник Ваня П. полон энергии и целеустремлен, он хорошо учится, но только по тем предметам, которые, как он считает, понадобятся ему в будущем. Он хочет стать экономистом и бизнесменом, поэтому активно изучает математику, экономику и языки, факультативно ходит на «девчоночью» группу по бухучету и не обижается на насмешки одноклассников по этому поводу. Они, однако, уважают его за почти энциклопедические знания в области экономической географии разных стран и хорошее знание западной музыкальной культуры, так как Ваня считает, что бизнесмен может в будущем оказаться в сфере шоу-бизнеса.
Б. Десятиклассница Света предпочитает ничего не планировать, так как она не успевает делать даже то, что не надо планировать, например, уроки. Она постоянно спешит, суетится и нервничает. Ее можно видеть постоянно что-то ищущей. Важные дела она делает в последнюю очередь и никогда не успевает сделать их достаточно хорошо. Ее подруга Нина откладывает домашние задания на последний момент и когда получает за них «тройку», утешает себя тем, что «если бы у меня было больше времени на подготовку, я бы, конечно, сделала лучше».
В. На занятиях у психолога одиннадцатиклассник Петр Ф. так и не смог представить свою жизнь через 10 лет. Его богатое в обычных условиях воображение «отказало» ему. Вместо подробного и увлекательного образа он увидел только тревожный туман и себя, несущегося куда-то на спортивной машине. Его ли эта машина? Есть ли кто-то рядом с ним в этой машине и этой жизни? Куда он едет? Откуда? Где работает, что делает? Все эти вопросы остались для него без ответа, только «испортили» настроение Пети.
Задача 2. Прочитайте письма старшеклассников Наташи Ч. и Алика П. в редакцию молодежной газеты. Какими особенностями «Я-концепции» обусловлено психологическое настроение девушки и юноши? В чем это проявилось?
А.  Наташа Ч.: «…У нас есть компания. Мы не хулиганы, не «подворотня», соседи нас уважают, называют «хорошими» детьми. Ребята разные – от 13 до 20 лет, почти все хорошо учатся. Мы сидим во дворе до ночи и ведем разные разговоры. Наши ребята разбираются буквально во всем: в серьезной и эстрадной музыке, в политике, спорте, технике, живописи. Много читают, занимаются спортом. В общем, говорить есть о чем. У нас всегда весело и интересно. Не знаю, как начать о главном. В общем наши ребята хорошие, но для них нет ничего святого. Хоть это и слишком громко сказано. Нет ничего святого, начиная с малого и кончая великим. Я написала – «весело». С чего мы веселимся? Если идет концерт художественной самодеятельности, мы собираемся «поржать» и обсмеиваем каждый номер. Мы любим смеяться над старыми фильмами. Мы смеемся над всем старым и неуклюжим. Всего ужаснее, что я понимаю, что это плохо, но смеюсь, издеваюсь, и мне это нравится. Фильмы и концерты – это чепуха. Мы смеемся над пенсионером… Это гадко, и мне это не нравится. Не знаю, понимают ли это другие, если даже да, то все равно никто не скажет этого, чтобы не подвергать себя презрению и осмеянию. Я тоже никогда не скажу…
Скажете: найди хороших ребят и дружи с ними. А где они, ваши хорошие ребята? Мы с классом пошли в музей. Видели бы вы, как они хихикали над скульптурами, потому что они «голые». На уроках несут такую чушь, что я затыкаю уши… О чем можно с ними говорить?…».
Б. Алик П. «Здравствуй, «А.П.»! Пишу тебе впервые… Мне важно разобраться в некоторых «мелочах». Но со взрослыми на подобные темы не беседуют…
Признание первое: я курю. Знаешь, почему? Чтобы считаться взрослым, вернее, быть на них похожим. А вот одеваемся мы так, чтобы не быть на них похожими. Почему такое противоречие?
Мне кажется, что джинсы и майка с короткими рукавами – не просто удобная одежда… Но это как бы униформа, как будто мы игроки одной команды или служащие цирка.
Увидишь в толпе парня в джинсах, с сумкой через плечо и сразу узнаешь: свой. Также и девчонок своих мы узнаем по некоторым внешним приметам.
Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего. Одно я могу назвать точно – желание выделиться, быть не похожими на взрослых – усталых, часто небрежно одетых, с авоськами…
И вот еще в чем я не могу разобраться. Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть, не похожи «на других». Но при этом как две капли воды похожи «друг на друга». Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам, одинаково не любим шпану и отличников…
Конечно, кто в шестнадцать лет не мечтает «стать личностью»?.. Может, я и ошибаюсь, но все-таки думаю, что сильные люди, которых жизнь «не обломает», выйдут и из нас…
Пусть надо мной смеются друзья, но я признаюсь, втайне уважаю некоторых ребят, которые плевать хотели на моду, на разные правила и влияния. Протягивают ему пачку сигарет, а он говорит: «Не курю», - и при этом не краснеет. Эти ребята меня озадачивают: откуда в них независимость? Вот это, по-моему, уже точно будет личность. Пример, может, мелкий – с курением, но обычно эти ребята и в остальном сами себе устанавливают правила…И все же – как стать личностью?».
Задача 3. Проанализируйте результаты исследований, приведенных ниже. Какую закономерность развития социальной активности в юношеском возрасте они отражают? Можно ли рассматривать одиночество как ресурс (потенциал) развития личности в юности? Почему вы так думаете? 
А. Опрос большой группы старшеклассников показал, что юноши и девушки кажутся себе более одинокими, нежели сверстники их считают таковыми (А.В.Мудрик, 1990). 
Б. Английский психолог Д.Колмэн предлагал одиннадцати – тринадцати- и пятнадцати – семнадцатилетним школьникам дописать неоконченные предложения: «Когда нет никого вокруг…» и «Если человек один…». Ответы затем классифицировались на положительные (типа «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу») и отрицательные («Если человек один, он начинает нервничать» и подобные этому варианты).
Результаты проведенного исследования показали, что от подросткового к юношескому возрасту число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Так, если подросток боится оставаться один, чувствует себя неуютно, то юноша начинает ценить уединение. 
Практическое задание.
 Изучите особенности представлений о себе в юношеском возрасте с помощью методики Куна и Мак-Портленда «Кто Я? 20 предложений» (11, с.13 – 18).