Задача 1. Проанализируйте следующие ответы детей. Определите, чем они различаются. Какие мотивы являются преобладающими для каждого ребенка? Что можно сказать об уровне мотивационной готовности детей к обучению в школе?
Детям 6 – 7 лет были предложены неоконченные предложения, которые они должны были завершить первым пришедшим им в голову выражением (методика Ж.Ньюттена):
А. Оксана С.: «Я стараюсь помогать взрослым. Я была бы рада …, чтобы скорей были выходные. Я уверена …, что поеду летом к бабушке. Когда я вырасту …, я буду работать на заводе, как мама. Я хочу … рисовать».
Б. Лена Г.: «Я стараюсь …все делать. Я была бы рада …, чтобы хорошо читала. Я надеюсь …, что буду маме помогать. Я уверена …, что буду знать много интересного. Когда я вырасту …, я думаю, что буду воспитателем. Я мечтаю … пойти в школу».
В. Сережа Н.: «Я стараюсь … быть послушным. Я был бы рад …, чтобы научился всему. Я надеюсь …, что я буду много знать. Когда я вырасту …, я думаю, что я буду солдатом. Я мечтаю … быть солдатом».
Г. Люда Н.: «Я стараюсь … все делать на занятиях. Я была бы рада …, чтобы пошла в школу. Я надеюсь …, что я буду хорошей. Я уверена …, что буду учиться на «4» и «5». Когда я вырасту …, я буду поваром. Я мечтаю … скорее пойти в школу. Я хочу … много знать».
Задача 2. Как можно объяснить ниже приведенные результаты исследования? Какое психологическое новообразование не сформировано у детей?
Детям 6 – 7 лет читали несколько раз такой текст: «Жили были три поросенка – Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша был толще Пятачка, а Пятачок был толще Бублика». После того, как дети дословно повторяли этот текст, им задавали вопросы: «Кто из поросят был самый толстый? А кто – самый худенький?» (методика Ю.З.Гинзбурга). Некоторые дети отвечали на эти вопросы так: «Самый толстый – Пятачок, а самый худенький – Бублик».
Задача 3. Назовите психологические качества, которые помогают ребенку подробно описывать свои действия. Какое значение имеют эти качества для формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению?
А. Мама просит Валю достать из холодильника банку со сметаной. Валя открывает холодильник: «Ой, а тут большая кастрюля…». Через некоторое время приносит банку. «А как же ты ее достала?» - «Я взяла кастрюлю, поставила ее на стул, потом взяла банку и тоже поставила ее на стул, кастрюлю поставила на место и закрыла холодильник».
Б. Валя взяла книгу на английском языке, смотрит в нее и что-то пишет на листке. Я спрашиваю: «Что ты делаешь?» - «Я учусь писать английские слова». Принесла показать мне, что она написала. Это были слова «CAT» и «HOUSE». Валя продолжает свое занятие: «Сначала буква С (пишет), потом буква А (пишет). Я эту написала, эту написала, вот эта осталась, теперь эту пишу, это Т (пишет). Все написала. Теперь другое слово. Буква Н (пишет), потом буква О (пишет). Эту написала, и эту написала, теперь вот такая (пишет И). Написала Н, написала О, написала И. Дальше крючок (пишет S). Все написала, только Е осталось (пишет). Проверю: раз, два, три, четыре, пять букв тут, и у меня: раз, два, три, четыре, пять. Все!».
В. Кирилл: «Я когда считаю, то часто мне приходится думать. Вот четыре прибавить три, ты сказала, я считаю: один, два, три, четыре (делает ударение на «четыре»), потом: пять, шесть, семь. Правильно? Семь!
- Не поняла, все-таки, как ты считаешь?
Кирилл: «Ну вот. Слушай: один, два, три, четыре. Поняла? А теперь говорю дальше и знаю, что должен сказать еще три слова: пять, шесть, семь. Вот и прибавилось три! Это я сам придумал так считать. Я хитренький, да?
Но я не всегда думаю. Вот, например, два прибавить два – это я не думаю. Это я знаю давно, когда мне еще и пяти не было. Еще я знаю, три и три – шесть. Это я тоже не думаю. Это я знаю.
А еще я по-другому умею считать. Когда ты сказала: четыре и два, я не думал и не знал. Мне приснилось, нет, привиделось: четыре и два и сразу шесть. Поняла? Сразу четыре, а в стороночке – два и все сразу – шесть. Вот видишь, какой я хитренький!»
Практическое задание.
Изучите уровень произвольной регуляции поведения и речевого общения у ребенка 6-7 летнего возраста с помощью методики Л.Красильниковой «Да и нет» (10, с.109 – 112).