Задача 1. Дайте психологическое объяснение поступкам первоклассников в следующем примере:
На уроках в первом классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Лена не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п.
Другие, увидев на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».
Задача 2. Проанализируйте описанную ситуацию поведения мальчика. Выделите особенности его познавательной и личностной сферы. Покажите, в чем специфика восприятия ребенком школьной жизни, динамики его учебной деятельности?
К учению Боря приступил со старанием. Научился красиво писать, тетради содержал в чистоте, бережно относился к своим учебным принадлежностям. На уроках отличался прилежанием. Но учение давалось ему с большим трудом, Боря делал много ошибок, не успевал выполнять классную работу, хотя трудился не отвлекаясь. Это его расстраивало, но он не отчаивался и просил оставить ему тетрадь, чтобы дописать задание на перемене.
По мере того, как учебные неудачи преследовали Борю, его отношение к учению менялось. Мальчик стал несобранным, рассеянным. Неудачи перестали его расстраивать. На уроках стал разговаривать, мешать соседу по парте. Иногда вообще отключался от работы, не слушал изложения учителя. При этом Боря остается эмоционально устойчивым, в отношениях с учениками он постоянно проявляет доброту, отзывчивость.
Задача 3. Выделите психологические причины и закономерности происходящих изменений в общении и деятельности детей младшего школьного возраста.
В исследованиях Г.А.Цукерман были получены данные, доказывающие, что дети, работающие в форме совместной деятельности в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия. Собственно, и учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем.
Практическое задание.
Определите уровень сформированности операции сравнения у ребенка младшего школьного возраста посредством методики «Сравнение понятий» (10, С.78 – 80).