Работа 1. ответить на тестовый контроль по разделу: Предмет и задачи экологии (один наиболее правильный ответ)
1. Демэкология изучает: а) экологические факторы; б) экологию популяций; в) экологию экосистем; г) экологию сообществ.
2. Экология сообществ изучает: а) экологические факторы; б) экологию популяций; в) экологию экосистем; г) экологию биосферы.
3. Факториальная экология это: а) аутэкология; б) демэкология; в) экология популяций; г) биоценология.
4. Биоценология это: а) аутэкология; б) демэкология; в) экология популяций; г) экология сообществ.
5. Основы учения о биосфере изучают: а) экологические факторы; б) экологию популяций; в) экологию экосистем; г) экологию биосферы.
Работа 2. решить ситуационную задачу:
Составить пищевую цепь с участием перечисленных организмов, используя приведенные в скобках цифры:
Землеройка (1), волк (2), древесина (3), жук-долгоносик (4).
Ответ записать в виде цифр без пропусков и запятых.
Работа 3. ответить на тестовый контроль по разделу: Экологические факторы (один наиболее правильный ответ)
1. Пойкилотермными животными являются: а) бобры; б) земноводные; в) птицы; г) все ответы верны.
2. Гомойотермными животными являются: а) бобры; б) земноводные; в) крокодилы; г) все ответы не верны.
3. Гелиофиты и сциофиты имеют: а) узкую приспособленность к свету; б) широкую приспособленность к свету; в) широкую адаптацию к свету; г) широкую амплитуду по отношению к свету.
4. Теневыносливые растения относятся к группе: а) сциофитов; б) гелиофитов; в) стенобионтов; г) организмов с широкой нормой реакции к свету.
5. Виды, предпочитающие холод для развития, относятся к: а) криофитам; б) криофилам; в) стенотермным организмам; г) все ответы верны.
Работа 4. Решить задачи и ответить на вопросы.
1. Предположим, что на Земле исчезли все организмы, кроме высших растений. Опишите дальнейшее развитие событий.
2. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента, и консумента второго порядка.
3. Зная правило экологической пирамиды (правило десяти процентов), рассчитайте, сколько понадобится травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава, заяц, орел). Условно принимая, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
4. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (сельск. хоз. яды), плохо выводятся из организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, человек и т.д.), а не нижних.
5. Объясните, почему на поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
6. Объясните, почему почву называют биокосной системой.
7. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.
8. Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю листву, обосновывая свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя. Объясните позицию экологов.
9. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почв одинаков): а) на свежевспаханном поле, б) на спелом пшеничном поле, в) на невыпасном лугу, г) на выпасном лугу.
10. На степном участке высадили несколько тысяч сеянцев дуба. Через 40 лет деревья поднялись на высоту около 20 м, кроны их разрослись и сомкнулись. Укажите, какие изменения произошли на участке, где человек изменил (искусственными насаждениями) только растительный компонент.
Работа 5. Современные проблемы охраны природы (один наиболее правильный ответ)
1. Основным природоохранным принципом является:
а) охрана растительных и животных богатств страны;
б) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов;
в) правовая сторона охраны природы;
г) организация экологического просвещения населения.
2. К неисчерпаемым ресурсам относят:
а) нефть, каменный уголь, различные руды; б) почву, растительность, минеральные соли;
в) водные и климатические ресурсы; г) животный и растительный мир.
3. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:
а) ПДП, ПРК, ППП; б) ПДК, ПДС, ПДВ; в) ПРП, ПКС, ПКК; г) ПРИ, ПДУ, ПДО.
4. Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются:
а) межгосударственными проблемами регионального порядка;
б) глобальными проблемами;
в) внутригосударственными проблемами;
г) комплексными проблемами регионального порядка.
5. Более половины всех выбросов в атмосферу производят:
а) промышленные предприятия;
б) энергетика (тепловые станции, котельные и т. д.);
в) химическая и угольная промышленность вместе;
г) транспортные средства.
РАБОТА №6. Анализ сточных вод и промышленных выбросов химико-фармацевтических предприятий с использованием химических методов анализа
(дать грамотный, полный письменный ответ).