Работа 1. ответить на тестовый контроль по разделу: Предмет и задачи экологии (один наиболее правильный ответ)
1. Главные методы экологии: а) микроскопический; б) морфологический; в) наблюдения; г) все ответы верны.
2. Основные методы экологии: а) сравнительный; б) исторический; в) моделирование; г) все ответы верны.
3. Термин «экология» ввел: а) Докучаев В.; б) Геккель Э.; в) Вавилов Н.; г) Дарвин Ч.
4. Первый труд по экологии считают: а) «Происхождение видов» Ч. Дарвина; б) «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель; в) «Философия зоологии» Ж.Ламарк; г) «Систематика природы» К. Линней.
5. Фраза «человек должен быть автотрофным, если хочет жить на этой планете Земля» принадлежит: а) Докучаеву В.; б) Тимирязеву Д.; в) Вавилову Н.; г) Дарвин Ч.
Работа 2. решить ситуационную задачу:
Составить экологическую сукцессию и ответы записать в виде цифр без пропусков и запятых.
Смешанный лишайник (1), травы (3), пепелище (4), дубовая роща (5), кустарники (2).
Работа 3. ответить на тестовый контроль по разделу: Экологические факторы (один наиболее правильный ответ)
1. Сциофиты – это группа … растений: а) тенелюбивых; б) светолюбивых; в) солевыносливых; г) сорных.
2. Узкая приспособленность к свету характерна для: а) сциофитов; б) гелиофитов; в) а) и б) ответы верны; г) нет верного ответа.
3. Виды, предпочитающие холод для развития, относятся к: а) криофитам; б) эвритермным организмам; в) стенотермным организмам; г) ответы а) и в) верны.
4. Эвритермные организмы имеют: а) широкую приспособленность к свету; б) узкую приспособленность к свету; в) широкую приспособленность к температуре; г) узкую приспособленность к температуре.
5. Стенобионтные организмы имеют: а) широкую приспособленность к свету; б) узкую приспособленность к свету; в) широкую приспособленность к температуре; г) узкую приспособленность к температуре.
Работа 4. Решить задачи и ответить на вопросы.
1. Растения болот (клюква, багульник, пушица), обитают в условиях большой влажности, имеют ряд признаков характерных для растений засушливых мест (опушение, восковой налет, мелкие кожистые листья). Объясните такие особенности строения листьев болотных растений.
2. Самое маленькое водное растение – ряска – имеет своеобразное строение: у него уплощенный зеленый стебель в форме лепешки, лежащий на поверхности воды. Листьев нет, а корень, отходящий вниз от центра стебелька, имеет на конце утолщение. Рассккажите, каким образом обеспечиваются у ряски такие функции, как фотосинтез, поглощение воды и минеральных солей; в чем смысл особенного строения корня.
3. Студентам хотелось, чтобы всю зиму зеленела березка у них в классе. Летом они выкопали молодую березку, перенесли в комнату и поставили около солнечного окна. Деревце прижилось. Осенью, несмотря на заботливый уход, листья пожелтели и опали. Ответьте почему.
4. Почему еще в августе у многих листопадных деревьев появляются желтые листья? Ведь еще тепло и много влаги.
5. Укажите, какой фактор регуляции сезонных ритмов учитывают растениеводы при выращивании растений на круглосуточном искусственном освещении: а) холодовое закаливание, б) суточный ритм, в) фотопериодизм, г) саморегуляцию.
6. Растения петунии, высаженные на балконе в середине лета, несмотря на оптимальную температуру, влажность, подкормку, плохо растут и поздно зацветают. Объясните почему.
7. В умеренных широтах редис хорошего качества получается обычно весной и в сентябре. Если это растение культивировать в июне – июле, то качество корнеплодов ухудшается, они становятся деревянистыми, жесткими. Однако на юге России на рынках все лето редис сочный и вкусный. Объясните почему.
8. Зная правило экологической пирамиды (правило десяти процентов), рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150000 кг (пищевая цепь: фитопланктон, зоопланктон, синий кит). Условно принимая, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
9. Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (летучая мышь), весящая 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками?
10. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к царству растений.
Работа 5 Современные проблемы охраны природы (один наиболее правильный ответ)
1. Охраной природы называется:
а) наука, изучающая различные способы сохранения здорового состояния окружающей природной среды, влияние загрязнений на организм человека;
б) система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсов и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов;
в) наука, изучающая все виды и формы взаимоотношений человека с окружающей его природной средой, основной целью которой является сохранение многообразия живого мира (биоразнообразия);
г) система мероприятий, направленных на восстановление и сохранение нарушенных экосистем.
2. Основными принципами системы охраны природы являются:
а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;
б) адекватность, регулярность;
в) систематичность, суммирование, историчность;
г) упрощение, энергосбережение.
3. Богатства недр относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.
4. Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в:
а) Рио-де-Жанейро в 1992 г.; б) Нью-Йорке в 1990 г.; в) Брюсселе в 1993 г.; г) Рио-де-Жанейро в 1987 г.
5. Природопользование, в отличие от термина «охрана природы», обозначает: а) сферу общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества; б) сферу научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов; в) одно из направлений охраны природы, связанное с добывающей и перерабатывающей промышленностью; г) систему мероприятий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность человека.
РАБОТА №6. Анализ сточных вод и промышленных выбросов химико-фармацевтических предприятий с использованием некоторых физических методов анализа (дать грамотный, полный письменный ответ).