Работа 1. ответить на тестовый контроль по разделу: Предмет и задачи экологии (один наиболее правильный ответ)
1. Экология, как наука сформировалась: а) к началу XIX веку; б) к началу XX веку; в) к концу XX веку; г) к началу XXI веку.
2. Фраза «человек должен быть автотрофным, если хочет жить на этой планете Земля» принадлежит: а) Докучаеву В.; б) Тимирязеву Д.; в) Вавилову Н.; г) Дарвин Ч.
3. Экология – это наука, изучающая взаимоотношения: а) между живыми организмами; б) сред обитания; в) растений и животных; г) между организмами и средой их обитания.
4. Аутэкология изучает: а) экологические факторы; б) экологию популяций; в) экологию экосистем; г) экологию сообществ.
5. Охрана природы складывается из: а) правовой охраны; б) материального стимулирования; в)инженерной охраны; г) все ответы верны.
Работа 2. решить ситуационную задачу:
Зная правило экологической пирамиды (правило десяти процентов), рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь весом 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон, зоопланктон, мелкая рыба, лосось, медведь). Условно принимая, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Работа 3. ответить на тестовый контроль по разделу: Экологические факторы (один наиболее правильный ответ)
1. Суккуленты относятся к группе: а) мезофитных растений; б) криофильных растений; в) ксерофитам; г) склерофитам.
2. К сорным растениям относят группы: а) сегетальные; б) рудеральные; в) придорожные; г) все ответы верны.
3. На пустырях произрастают … растения: а) сегетальные; б) рудеральные; в) придорожные; г) все ответы верны.
4. На полях произрастают: а) сегетальные; б) рудеральные; в) придорожные; г) все ответы верны.
5. Гелиофиты – это группа … растений: а) тенелюбивых; б) светолюбивых; в) солевыносливых; г) сорных.
Работа 4. Решить задачи и ответить на вопросы.
1. В каких отраслях промышленности используют бактерии и их способность быстро размножаться?
2. Объясните, почему существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы, если любой вид способен к беспредельному росту численности.
3. Определите, к каким факторам среды можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.
4. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора: а) оптимальное значение фактора наиболее важное для организма; б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.
5. В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который может считаться ограничивающим, т.е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условия: а) для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, СО2, соленость воды, свет. Б) для растений в пустыне летом: температура, свет, вода. В) для скворца зимой в нашем лесу: температура, пища, кислород, влажность, свет. Г) для речного рака в японском море: температура, пища, кислород, соленость воды, свет. Д) для кабана зимой в северной тайге: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет, высота снежного покрова.
6. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле? Выберите правильный ответ: а) СО2, б) О2, в) гелий, г) ионы калия, д) газообразный азот.
7. Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле: а) обилие воды, б) нехватка воды, в) высокая концентрация мышьяка в почве, г) нехватка ионов калия, д) обилие нитратов, е) высокая концентрация ионов свинца в почве, ж) низкая концентрация мышьяка в почве.
8. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценозов), используя формулу Жаккара, формулу Жаккара: К = С х 100% / (А + В ) – С ; А – число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ. Индекс выражается в процентах сходства. Первый располагается в заповеднике, другой в соседнем лесу, где отдыхают люди. СПИСОК видов первого фитоценоза: дуб черешчатый, липа, лещина, осока волосистая, мужской папоротник, подмаренник Шультеса, сныть обыкновенная. СПИСОК видов нарушенного фитоценоза: дуб черешчатый, яблоня домашняя, липа, одуванчик лекарственный, подорожник большой, осока волосистая, земляника лесная, сныть обыкновенная, крапива двудомная, горец птичий, лопух большой, череда.
9. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к царству растений.
10. Какие организмы не являются абсолютными в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и др.)? Выберите правильный ответ: А) продуценты, Б) консументы; В) редуценты.
Работа 5. Современные проблемы охраны природы (один наиболее правильный ответ)
1. Система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы и сохранение не возобновляемых ресурсов, называется:
а) природопользованием;
б) охраной природы;
в) природоохранной рекреацией;
г) ландшафтной экологией.
2. Природопользование подразделяется на:
а) ресурсосберегающее и ресурсонеэкономное;
б) позитивное и негативное;
в) рациональное и нерациональное;
г) замкнутое и незамкнутое.
3. Воды Мирового океана относят к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым (исчерпаемым) природным ресурсам;
г) частично исчерпаемым природным ресурсам.
4. Сохранение природной среды и решение экологических проблем Большой Волги, Западной Сибири относится к проблемам:
а) локального характера;
б) регионального характера;
в) глобального характера;
г) республиканского характера.
5. Основные экологические проблемы глобального масштаба прежде всего вызваны:
а) климатическими изменениями в природе;
б) развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса);
в) факторами космического порядка;
г) природными (геологическими) процессами самой Земли.
РАБОТА №6. Комплекс специфических приемов, которые определяют загрязняющие вещества, присутствующие в сточных водах и промышленных выбросах химико-фармацевтических предприятий (дать грамотный, полный письменный ответ).