Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие в периоды возрастных кризисов

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задание 4. 
Составьте план теории данного вопроса и словарь терминов, затем решите следующие задачи:
Задача 1. Какое психологическое новообразование младенческого возраста определяет поведение ребенка в описанных ниже ситуациях?
А. Валя (9мес.) никак не может уснуть, хотя уже явно хочет спать. Я ношу ее на руках, с силой прижимаю к себе, подавляя сопротивление. Приходит бабушка и, видя, что у меня ничего не получается, берет Валю. Но у бабушки тоже ничего не получается. Тогда она выходит с Валей в общую комнату, где сидит много людей. Валя оживляется. Я зову ее: «Валюша, иди ко мне». Она смотрит на меня и… отворачивается. Я снова зову ее – та же реакция. Зову еще раз – она отворачивается и еще сильнее прижимается к бабушке. Только через 20 минут Валя обратила на меня внимание.
Б. Если Валя (10 мес.) чем-то занята, то сердится, когда ее отвлекают. Держит колечко от пирамидки, ковыряется пальцем в дырочке. Обращаюсь к ней: «Где у Димы нос, покажи». Она не реагирует, хотя обычно она очень любит такую игру, тянется к носу Димы и даже кусает его. Повторяю вопрос. Валя злится, звуками показывая недовольство, выгибает тельце, но продолжает ковыряться в дырочке. «А где у мамы нос?». Та же реакция.
Задача 2. Укажите, какие симптомы кризиса трех лет описываются в следующих ситуациях?
А. Арик вместе с папой возвращался из яслей. Как только повернули в сторону дома, где живет бабушка, мальчик закричал: «Я не хочу к бабушке! Хочу домой! Хочу к маме!». Слова папы о том, что мама на работе и дома никого нет, не успокоили ребенка: он продолжал капризно плакать и настаивать, чтобы шли домой. Папа решил отвлечь внимание мальчика на другие предметы и попытался таким образом успокоить его: «Смотри, какая хорошая курица бежит». «Нет, это не курица», - сердито ответил мальчик. «Видишь, какая она белая?». – «Нет, она черная». – «А вот какой красивый дом». – «Нет, это не дом». – «Не капризничай. Ты же хороший мальчик». – «Нет, я плохой!».
Б. Кирилл разговаривает сам с собой: «Мама шказала, что нельзя тлогать пылешош. Можно тлогать пылешош». Обращается к туче (тучу не видит, так как окно закрыто плотной портьерой): «Туча, можно тлогать пылешош?». Отвечает: «Можно, Кила, можно».
В. Оля долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может. Няня, невзирая на протесты девочки, обувает ее. Оля сердито, со слезами на глазах заявляет: «Все равно я «твоими» ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять «своими».
Г. Мы с Валей пошли на улицу. Валя залезла в песочницу. Песок мокрый, а Валя на него села и промокла. Я взяла ее под руки и вытащила из песочницы. Валя подняла крик и залезла обратно. Я четыре раза забирала ее, но она снова залезала в песочницу. Причем каждый раз садилась именно так, как сидела в тот момент, когда я ее забирала. Пришлось взять Валю на руки и, кричащую, сопротивляющуюся, нести домой.
Д. Ира говорит родителям, пришедшим за ней в сад: «Я сегодня так устала. Я сегодня свою кроватку лучше всех заправила, еще меня Женя попросил, я ему тоже заправила, и еще другим детям, я всем заправила». Родители знали от воспитательницы, что Ира ничьих кроваток не заправляла, но сегодня ее впервые похвалили за аккуратно убранную после сна постель: раньше ей сделать этого не удавалось. 
Задача 3. Дайте психологическое объяснение поведению детей в описанных ситуациях. Какие симптомы кризиса семи лет обнаруживают эти дети?
А. Мальчик семи лет пришел домой из детского сада грустный. На вопросы матери: «Что болит?» и «Кто обидел?» - ответил неопределенной гримасой и проследовал в свою комнату. Потрогав одну за другой несколько игрушек, взял в руки коробку с пластилином и вдруг, резко ударив ею по столу, тихо, но отчетливо произнес: «Нет, так больше жить нельзя! Все игрушки да игрушки, пластилин да пластилин… Скучно».
Б. Девочка семи лет, придя в первый учебный день из школы, сказала гордо: «Наконец-то я стала человеком!». На вопрос матери: «А раньше что же – человеком не была?» - ответила мимикой, выражавшей величайшее презрение к прежней жизни.
Практическое задание.
Охарактеризуйте особенности поведения взрослых при кризисах детского возраста.