Объект исследования (ЗАО «Хлебокомбинат») работает в сфере пищевой промышленности. Основными видами его деятельности являются:
- выработка хлебобулочных и кондитерских изделий;
- реализация продукции собственного производства;
- реализация (торговля) покупными (сопутствующими) товарами;
- транспортные услуги.
После длительного кризисно-реценссионного периода российская промышленность обнаруживает признаки оживления, статистикой фиксируется повышательная динамика по ряду важнейших показателей. Пищевая промышленность является одним из звеньев агропромышленного комплекса. Основное назначение пищевой промышленности – производство продуктов питания. В целом пищевая промышленность включает в себя более тридцати производств, которые обеспечивают продуктами питания. Пищевая промышленность – старая отрасль. Несмотря на положение ведущей в хозяйстве России, она была представлена мелкими, плохо оборудованными предприятиями.
Однако в последнее время значительно улучшилось финансовое состояние предприятий пищевой промышленности. Положительный финансовый результат по крупным и средним предприятиям данной отрасли за январь – август 2000г. превысил уровень соответствующего периода 1999г. в 1,2 раза. Указанный рост прибыли предопределен в основном ценовым фактором, а также медленным ростом заработной платы работников. Все это способствовало снижению издержек производства по сравнению с ростом оптовых цен на конечную продукцию и в итоге – увеличению прибыли, которое, следовательно, нельзя трактовать как результат задействования факторов повышения эффективности производства. Сохранилась тенденция к углублению разрыва между прибыльно и убыточно работающими предприятиями (см. табл. 1, 2 и 3.)
Таблица 1 - Индексы цен (относительных), выпуска продукции (ВП), численности промышленно-производственного персонала (ЧПП), производительности труда (ПТ) по пищевой промышленности России (2000г. к 1990г, %)
Таблица 2 - Результаты исследования, дающие ответ на вопрос о действиях предприятий по освоению новых рынков и обновлению ассортимента
Таблица 3 - Результаты исследования, дающие ответ на вопрос о действиях предприятий по решению финансовых проблем
Подавляющее большинство предприятий в течение всего постсоветского периода боролось за то, чтобы не прекращался выпуск продукции, хоть в какой-то степени сохранить свой производственно-технологический аппарат и свои трудовые коллективы, наладить материальные и финансовые потоки, необходимые для связи с партнерами. При этом пришлось вырабатывать множество способов приспособления к новой экономической жизни, утверждающейся с развертыванием «радикальных реформ». В общем и целом предприятия сумели адаптироваться к новым реальностям, хотя не смогли избежать серьезных потерь.
Свою родословную ЗАО «Хлебокомбинат» ведет от пекарни. Это была небольшая пекарня с подкатными дежами, в которых замешивали тесто. Производственная мощность составляла 12 т. хлебобулочных изделий в сутки. В то время производство велось целиком вручную. Начиная с 50-х годов постепенно улучшались условия труда. С 1957 г. открылся макаронный цех. Неоднократно проводились структурные внутренние преобразования. В результате в настоящее время состояние производственно-хозяйственной деятельности охарактеризовано в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 - Результаты деятельности ЗАО «Хлебокомбинат» за 1997 – 1999 г.г.
Следует отметить, что в рыночных условиях, оценив привлекательность бизнеса многие организации, а также и частные предприниматели вышли в эту отрасли, результатом чего стало ужесточение конкурентов. Так, для ЗАО «Хлебокомбинат» «спектр» конкурентов может быть представлен следующим образом:
- действуют два хлебозавода по статусу и потенциалу примерно равные ЗАО «Хлебокомбинат». В основном их продукция близка по ассортименту, но все они осуществляют модернизацию или частичные качественные изменения. Сектор рынка всех этих трех заводов составляет 48,3%, который равномерно поделен между этими всеми предприятиями.
- также действуют частные предприниматели, которые осуществляют производство хлебобулочной продукции в меньших масштабах, но по суммарным показателям занимают 40% рынка;
- на рынке области сбывают продукцию и другие хозяйствующие субъекты (другие географические характеристики) – оставшаяся доля рынка.
Однако рыночные характеристики производимой продукции выступают в качестве одного из гарантов для получения относительно устойчивого дохода: т.к. продукция является традиционным товаром, то даже изменение цены не влечет за собой существенное изменение объема сбыта.
Таблица 5 – Показатели работы организации в 1997 – 2000 гг. ЗАО «Хлебокомбинат»
В настоящее время организация принимает активные попытки по внедрению принципов стратегического управления. Однако для реализации общей стратегии развития организации, которая направлена на внедрение принципов стратегического управления может определить одно из «слабых звеньев» – состояние производственной базы. Одновременно стратегические изменения будут затрагивать и технологические процессы, обусловленные положительными результатами исследований в области пищевой промышленности, а также состоянием материальной базы предприятия. Это не позволяет развивать качественные характеристики товарного ассортимента, а также осуществлять внедрение товаров – новинок в производство (или модифицированных товаров в соответствии с исследования в области культуры питания) (см. табл. 6).
Таблица 6 – Общие характеристики производимых продуктов на 2000 г.
Однако многие программы не реализуются в силу того, что в организации отсутствует система отлаженных расчетов за готовую продукцию – в основном продукция отгружается по принципу «под реализацию».
Определите:
1. Определите возможность использования векселя для решения вопросов получения ликвидных средств по договорам, которые не были своевременно оплачены. Определите тип векселя, который может быть использован организацией. Известно, что существует реальная альтернатива формирования договора факторинга: 25% - факторинговые проценты, 5% - комиссионные. При этом уровень по кредитных ставок составляет 22,5% годовых.
2. Определите процессуальные основы расчетов с помощью векселей.
3. Определите экономические основные характеристики по векселям, учитывая, что общая вексельная сумма может составить максимум 60% от общей суммы дебиторской задолженности (на начало 2000 г. дебиторская задолженность составляет 2000 тыс. руб.) Структура дебиторской задолженности следующая:
- по хлебу – 37%;
- по булочным изделиям – 35%;
- по кондитерским изделиям – 3%;
- по макаронным изделиям – 15%;
- по транспортным операциям - 10%.
4. Определите принцип отбора потребителей, с которыми следует осуществлять расчеты векселем. Возможно ли использование принципа развития товарного ассортимента (см. табл. 6) в качестве одной из альтернатив? Обоснуйте ответ.