Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Принципы департаментализации

ГлавнаяЭкономика и управлениеМенеджмент
ДисциплинаМенеджмент
ВУЗМГУ

Содержание

Упражнение 1. Составьте схемы структур управления, используя заданные элементы. Охарактеризуйте эти структуры. Какие принципы департаментализации (разбивки на отделы) в них используются?  Какие недостатки имеют эти структуры?
Вариант 1
•	Служба маркетинговых исследований;
•	Справочная служба;
•	Отдел исследований и развития;
•	Отдел работы с клиентами;
•	Отдел управления коммуникациями
•	Служба перспективного планирования;
•	 Служба оформления заказов;
•	 Начальник отдела маркетинга;
•	 Служба рекламы;
•	 Служба связей с общественностью
Вариант 2
•	Отдел исследования рынка и стратегического планирования;
•	Продажа в Северо-Западном районе;
•	Менеджер-координатор по товарной линии Б;
•	Сектор связей с общественностью;
•	 Продажа товаров в Центральном районе;
•	Информационно-аналитическая служба;
•	Отдел  управления продукцией;
•	Директор по маркетингу;
•	Сектор ценообразования;
•	Сектор рекламы;
•	 Служба обработки и комплектации заказов
•	 Менеджер-координатор по товарной линии А;
•	 Менеджер-координатор по товарной линии С;
•	 Служба долгосрочного планирования и прогнозирования;
•	 Продажа товаров в Северном районе;
•	 Отдел продвижения и коммуникаций;
•	Отдел сбыта
Вариант 3
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Отдел рекламы и связей с общественностью;
•	Сектор маркетинговых исследований;
•	Сектор обработки заказов;
•	Менеджер по марке А;
•	Отдел управления товарами;
•	Информационно-аналитический  сектор;
•	Отдел сбыта;
•	Менеджер по марке С;
•	Менеджер по марке B;
•	Сектор сервисного обслуживания;
•	Интернет-представительство;
•	Сектор комплексного маркетингового планирования;
•	Пресс-служба;
•	Сектор обучения торгового персонала;
•	Сектор рекламы и стимулирования сбыта;
•	Отдел маркетингового анализа и планирования;
•	Сектор внешнеэкономических связей
Вариант 4
•	Отдел управления продуктовой линией А;
•	Отдел управления продуктовой линией D;
•	Отдел маркетингового планирования;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Менеджер по рекламе;
•	Отдел управления продуктовой линией С;
•	Отдел управления продуктовой линией В
•	Отдел PR;
•	Маркетолог-аналитик
Вариант 5
•	Отдел рекламы и PR;
•	Сектор приема и ведения заказов;
•	Сектор маркетинговых исследований и прогнозирования;
•	Отдел работы с клиентами;
•	Администратор Интернет-сайта;
•	Сектор рекламы;
•	Сектор планирования и ценообразования;
•	Сектор расчетов с клиентами;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Отдел маркетингового анализа и планирования
Вариант 6
•	Отдел маркетинговых исследований;
•	Управляющий линией премиум;
•	Отдел PR;
•	Отдел рекламы;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Отдел планирования продаж;
•	Управляющий линией продукции масс-маркет
Вариант 7
•	Отдел маркетингового анализа;
•	Сектор PR;
•	Сектор планирования ассортимента;
•	Сектор рекламы;
•	Сектор поставок по России;
•	Сектор ценообразования;
•	Интернет-представительство;
•	Отдел рекламы и PR;
•	Отдел маркетинга продукции;
•	Сектор маркетинговых исследований;
•	Сектор поставок в Белоруссию;
•	Сектор поставок в Казахстан;
•	Сектор мониторинга рыночной конъюнктуры;
•	Сектор обработки и комплектации заказов;
•	Отдел сбыта;
•	Начальник отдела маркетинга
Вариант 8
•	Отдел продаж;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Управляющий фирменной торговлей;
•	Сектор маркетинговых исследований;
•	Сектор рекламы в СМИ;
•	Отдел маркетинговых исследований и планирования; 
•	Сектор работы с ключевыми клиентами;
•	Сектор прогнозирования спроса и планирования сбыта;
•	Сектор рекламы в местах продаж;
•	Сектор работы с розничными магазинами;
•	Отдел рекламы и стимулирования сбыта
Вариант 9
•	Отдел маркетинговых исследований;
•	Сектор обработки заказов;
•	Менеджер по рекламе;
•	Сектор активных продаж;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Специалист по маркетинговому планированию;
•	Сектор торговли по каталогам;
•	Отдел сбыта;
•	Сектор обучения торгового персонала;
•	Отдел маркетинговых коммуникаций;
•	Маркетолог-аналитик;
•	Промоутеры 
Вариант 10
•	Менеджер по маркетингу в регионе А;
•	Маркетолог-аналитик;
•	Отдел торговли по каталогам;
•	Группа сбыта;
•	Администратор Интернет-сайта;
•	Менеджер по маркетингу в регионе Б;
•	Менеджер по маркетингу в регионе В;
•	Группа обработки и комплектации заказа;
•	Начальник отдела маркетинга;
•	Группа почтовой рекламы;
•	Группа рекламы;
•	Маркетолог-аналитик
Упражнение 2. Выберите подход к организации (функциональный, товарный и т.д.) и разработайте  структуру отдела маркетинга, представив её в виде оргсхемы. Опишите основные функции  подразделений внутри отдела маркетинга. Объясните принятые вами организационные решения.
1.Небольшое издательство выпускает современную отечественную и переводную литературу в жанре «интеллектуальной» прозы  тиражом 1000-2000 экземпляров и реализует её мелкими партиями в крупные книжные магазины, а также распространяет через магазин при издательстве и по почтовой подписке. В месяц обычно выходит не более пяти изданий. 
2.Предприятие занимается проектированием и строительством элитных коттеджей в престижных пригородных районах,  предлагая как типовые проекты, так и работу на заказ по индивидуальным пожеланиям  клиентов.
3.Крупная химическая компания занимается производством серной кислоты, реализуя её фирмам-потребителям данного сырья (целлюлозно-бумажная промышленность, производство минеральных удобрений, производство искусственных волокон, оборонная промышленность и др.) по прямым хозяйственным договорам, а также  посредникам – предприятиям  оптовой торговли  продуктами химического производства.  Требования потребителей к качеству продукции стандартны (соответствие техническим условиям). Побочные продукты производства занимают  незначительную долю в объеме сбыта компании и реализуются через предприятия химоптторга.
4.Крупный музейный комплекс имеет в своих фондах экспонаты, представляющие значительную историческую и культурную ценность, и ежедневно принимает тысячи посетителей, в том числе из других городов и стран. Музей является одной из главных достопримечательностей города. Посетителям предлагаются сувениры, буклеты, альбомы. В музее ведется научно-исследовательская работа в области искусствоведения, археологии, истории. Играя роль просветительского центра, музей организует тематические конференции, собирающие специалистов из разных стран. Развивается также лекционная деятельность. Некоторые мероприятия, проводимые музеем, финансируются спонсорами. Музей осуществляет активную выставочную деятельность за пределами города. 
5.Фармацевтическая компания производит витаминные препараты и биодобавки и претендует на лидерство в данной области, что заставляет придавать особое значение продуктовым инновациям. Номенклатура продукции  весьма широка  и разнообразна (универсальные   профилактические  препараты, препараты для детей, лиц пожилого возраста, людей, страдающих  определенными заболеваниями и т.д.).  
Упражнение 3. Представьте себя в роли коммерческого директора крупного предприятия. Вам необходимо найти сотрудника на вакантную должность. К вам обратилось достаточно большое количество претендентов. 
Вы придерживаетесь принципов многоэтапного подбора персонала. Разработайте систему отбора сотрудников на вакантную должность. Для этого определите требования к квалификационным и личным качествам кандидата, составьте тест для предварительного отбора кандидатов и перечень тем для последующего собеседования, укажите факторы, которые будут решающими при выборе сотрудника. 
Ваше предприятие нуждается в:
а) начальнике отдела маркетинга;
б) менеджере по рекламе и PR;
в) начальнике отдела сбыта;
г) маркетологе-аналитике;
д) менеджере по работе с ключевыми клиентами.
Упражнение 4. Проанализируйте ситуации и подготовьте проекты соответствующих документов.
1. В результате маркетингового исследования обнаружилось, что 35% покупателей  раздражает курящий персонал у входа в магазины вашей торговой сети. Вы являетесь начальника отдела маркетинга. Напишите служебную записку заведующим магазинами с просьбой исправить ситуацию.
2. Вы являетесь начальником отдела маркетинга производственной фирмы. В настоящее время ваш отдел занят подготовкой к открытию сети фирменных магазинов. В связи с этой задачей вы хотели бы направить двух сотрудников отдела на курсы мерчендайзинга.  Напишите служебную записку с соответствующей просьбой на имя генерального директора.        
3. Ваша компания занимается реализацией программных продуктов. В результате маркетингового исследования вы выяснили, что потенциальные клиенты вашей фирмы крайне недовольны навязчивостью менеджеров по продажам и поэтому выбирают другого поставщика. Вы проинформировали об этом начальника отдела продаж, но проблема не была разрешена. Напишите служебную записку директору фирмы и сообщите ему о сложившейся ситуации.
4. Вы занимаете должность коммерческого директора сети салонов красоты и разрабатываете программу повышения лояльности потребителей.  Вам пришла идея наладить сотрудничество с сетью магазинов модной одежды  на следующих условиях:  они предлагают 5% скидку владельцам карт постоянного посетителя ваших салонов, при этом ваш салон  предлагает покупателям магазинов модной одежды бесплатные услуги маникюра или макияжа во время проведения рекламных акций, организуемых магазинами. Напишите письмо руководству магазинов одежды и изложите ваши предложения о сотрудничестве. 
5. Вы работаете начальником отдела маркетинга и в данный момент заняты составлением маркетингового плана на следующий год. Для этого вам необходимо сделать анализ структуры реализованной продукции в текущем периоде. Вы обратились в бухгалтерию с просьбой предоставить вам соответствующие данные, но главный бухгалтер отказал вам, сославшись на то, что его сотрудники заняты составлением налоговой отчетности. Напишите служебную записку на имя директора предприятия и опишите в ней сложившуюся ситуацию; сошлитесь на Положение об отделе маркетинга, согласно которому бухгалтерия обязана предоставить вам необходимые данные не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца