Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Лексическое значение фразеологических оборотов

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗМОСУ МВД

Содержание

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Проснулся я (от)того что ноч...  руш...лась. Дикое  бледное бл...стание летало по небу как быстрый отсвет и...полинских спиц. Грох...т за грох...том л...мал небо широко и шумно ш...л дождь.
Меня  оп...янили эти син...ватые содр...гания ле...кий и острый холод. Я стал у мокрого подоко...ика вдыхая (н...)земной воздух от которого сер...це зв...нело как стекло.
	Все ближе все в..л...колепнее гремела по обл...кам к...лесница пророка. Светом сума...шествия пр...нзительных в...дений оз...рен был ноч...ной мир железные склоны крыш... б...гущие кусты с...рени. Громоверж...ц  с...дой и...полин с бурной б...родою закинутой ветром за плеч.. в осл...пительном летуч...м обл...чени... ст...ял подавшись назад на огне...ой к...леснице и напр...женными руками сдерж...вал гиган...ских коней своих вороная масть гривы  ф...олетовый пожар. Они понесли они брызгали тр...скучей игристой пеной к...лесница кр...нилась тщетно рвал вожжи ра...тер...(н,нн)ый пророк. Лицо его было иск...же(н,нн)о ветром и напр...жением  вихрь откинув складки  обн...жил могучее к...лено  и кони размах...вая пылающ...ми гривами летели все буйственнее  (в)низ по тучам (в)низ. Вот громовым ш...потом пр...мчались они по бл...стящей крыш... колесницу ш...рахнуло заш...тался Илья и кони об...зум...в от пр...к...сновения земного мета(л,лл)а снов...   в...прянули. 


2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Августовский, агент, афера, баловать, блеклый, валовой, желчь, заговор, закупорить, индустрия, искра, каучук, кухонный, маневры, мастерски, медикаменты, мышление, обеспечение, опека, плесневеть, ржаветь, средства, умерший, усугубить, феномен, ходатайство, холеный, черпать, эксперт.

4.  Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа.
Автор, доктор, погреб, лекарь, редактор, бухгалтер, лектор, сторож, выбор, оратор, трактор, выговор, отпуск, фельдшер, директор, офицер, шофер, инженер, порт, якорь, катер, профессор, инспектор, аптекарь, инструктор.

5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Абориген, амбиция, брокер, дивиденд, иллюзия, квалификация, компромисс, коррупция, менталитет, паритет, престиж, реноме, статус, фальсификация, экзотика, эскалация.

6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.
Ахиллесова пята, бросить камнем, втирать очки, зарыть талант в землю, когда рак на горе свистнет, несть числа, потерпеть фиаско, считать ворон.

7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1.	Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь.
2.	Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.
3.	В нашем городе много грузинов, туркменов, узбеков, осетинов, цыганов, башкиров.
4.	Слушая эти сообщения, меня не покидала одна мысль.
5.	Факты говорят за возможность использования резервов.
6.	Показатели по использованию электроэнергии сомнительные.
7.	Наряду со всеми положительными качествами Петров был ещё и прекрасный спортсмен.
8.	На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.
9.	Большую роль приобретает установление правильных взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками.
10.	Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

8. Просклоняйте письменно числительные 794, 1967 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (четыре, четверо) подросток, девочка; (оба, обе) поселок, сестра.

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов мифологического происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форс-мажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.