1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед самым ра(с,сс)ветом он увид…л во сне ра(н,нн)ее в…се(н,нн)ее утро красную з…рю над землёй и ни…кий ар…матный луг. Трава была так густа и соч…на так ярко (сказоч…но)прелес…но зеле(н,нн)а и так нежно р…зовела от з…ри как это вид…т люди и звери только в ра(н,нн)ем детстве и всюду на ней св…ркала др…жащ…ми огнями р…са. В лё…ком редком воздух… (все)возможные зап…хи донос…(т,ть)ся уд…вительно ч…тко. Слыш…(н,нн) скво(з,с)ь прохладу утра зап…х дымка который сине и прозрачно в…ё(т,ть)ся над трубой в деревн… все цветы на лугу пахнут (по)разному на колеистой влажной дорог… за изгород…ю смешалось множество зап…хов пахнет и людьми и дёгтем и лошади(н,нн)ым навозом и пылью и парным коровь…м молоком от прох…дящего стада и душистой смолой от еловых ж…рдей забора.
Изумруд (семи)месячный стр…гунок нос…(т,ть)ся бе(з,с)цельно по полю нагнув (в)низ голову и взбрык…вая задн…ми ногами. Весь он точ…но из воздуха и совсем (не)чу…ствует веса своего тела. Белые п…хучие цветы ромашки бегут под его ногами назад назад. Он мчи(т,ть)ся прямо на со…нце. Мокрая трава хлещ…т по бабкам по коленкам и холодит и темнит их. Голубое небо зелё(н,нн)ая трава золотое со…нце чудес…ный воздух п…яный восторг молод…сти силы и быстрого бега!
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.
3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Агент, алкоголь, аналог, вручат, гражданство, договор, завидно, задолго, жалюзи, закупорить, исподволь, каталог, каучук, намерение, облегчить, одновременно, оптовый, (отставка) принята, сосредоточение, средства, таможня, уведомить, углубить, упрочение, фетиш, хозяева, черпать, экспертный.
4. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Масла, яблоки, очки, полено, шило, валенки, погоны, чулки, носки, грамм, килограмм, гектар, баклажан, помидор, грузины, южане, консервы, брызги, жабры, именины.
5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Абонемент, альтруизм, бизнесмен, дефицит, идентичный, инкриминировать, кассация, компонент, корпорация, менеджер, паблисити, презумпция, реализация, стагнация, эквивалентный, юрисдикция.
6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.
Авгиевы конюшни, вить верёвки, жить своим умом, гонять лодыря, камня на камне не оставить, не лыком шит, пороха не выдумает, соль земли.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1. Заместитель директора координирует и руководит деятельностью смежных организаций.
2. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.
3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
4. Работа выполнена достаточно довольно слабо.
5. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством.
6. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.
7. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.
8. Экономическое сотрудничество России и Болгарии благотворно сказывается на развитии хозяйства обоих стран.
9. Право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта.
10. Проходит процесс формирования рыночных структур.
8. Просклоняйте письменно числительные 854, 1969 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (два, двое) курсант, девушка; (оба, обе) ребёнок, страна.
9. Приведите примеры 10 фразеологизмов библейского происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.
10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форс-мажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.