Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Заимствованные слова и синонимы русского происхождения

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗМОСУ МВД

Содержание

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Самый модный лозунг теперь и мы все его охотно повт…ряем «права
человека».
«Права человека» это очень хорош… но как(бы) нам САМИМ сл…дить что(бы) наши права (не)поширялись (за)сч…т прав других? Общество (не)обузд…(н,нн)ых прав (не)мож…т устоять в испытаниях. Если мы (не)хотим над собой насильств…(н,нн)ой власти каждый долж…н обузд…вать и сам себя. (Н…)какие к…нституц…и законы и гол…сования сами по себе (не)(з,с)б…лансируют общ…ства ибо людям свойств…(н,нн)о настойч…во пр…след…вать свои интересы.
Больш…нство если име…т власть р…(з,с)ширя(т,ть)ся и хватать то им…(н,нн)о так и дела…т. Это и губило все прав…щие кла(с,сс)ы и гру(п,пп)ы истории.
Устойч…вое общ…ство мож…т быть достигнуто (не)на рав…нстве
сопрот…влений но на сознат…льном (само)огр…ничени… на том что мы
всегда обяз…(н,нн)ы уступать нравств…(н,нн)ой спр…ведливости. Только при (само)огр…ничени… смож…т дальше существовать всё умножа…щ…еся и упл…тня…щ…еся чел…вечество. И (н…)(к)чему было всё долгое р…звитие его если (не)проникну(т,ть)ся духом (само)огр…ничения св…бода хв…тать и насыща(т,ть)ся есть и у животных. Человеческая(же) св…бода включа…т добровольное (само)огр…ничение в пользу других. Наши об…зат…льства всегда д…лжны пр…вышать пр…дост…вл…(н,нн)ую нам свободу.
Только(бы) уд…лось освоить нам дух (само)огр…ничения и главное
уметь передать его своим детям. Больше(то) всего (само)огр…ничение и
нужно для самого человека для р…вновесия и (не)взмутности его души.
	
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Августовский, баловать, вероисповедание, включишь, договор, духовник, еретик, жалюзи, завидно, значимость, исчерпать, квартал, красивее, мастерски, мизер, некролог, обеспечение, откупорить,  приговор, принудить, толика, торты, трубопровод, украинский, умерший, феномен, ходатайствовать, эксперт, языковая (ошибка), языковая (колбаса).


4. Обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных.
Образец: темп – [ тэ ]мп (твёрдое произнесение согласного перед Е), крем – к[ р’э]м (мягкое произнесение согласного перед Е); мачта – ма[ чт ]а, что – [ шт ]о.
АФЕра, анТЕнна, барТЕр, баССЕйн, булоЧНая, ДЕкан, ДЕ-факто, инТЕрьер, коДЕкс, компьюТЕр, конТЕкст, моДЕль, нароЧНо, неЧТо, ниЧТо, ОДЕсса, подсвеЧНик, ТЕрмин, ТЕст, шиНЕль, юриспруДЕнция.


5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Альянс, бартер, вакансия, дактилоскопия, дилемма, импичмент, конформизм, лоббизм, менталитет, остракизм, паллиатив, стагнация, статус, форс-мажор, экспансия, юрисдикция.


6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.

Без царя в голове, взвесить все за и против, гроша ломаного не стоить, железный занавес, камень преткновения, кот наплакал, палка о двух концах.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1.	Он вспомнил самые подробнейшие детали разговора.
2.	Соседи охарактеризовали потерпевшую как спокойную, уравновешенную женщину, готовой пожертвовать собой ради блага других.
3.	Несмотря на то что обвиняемый Говоров Т.П. своевременно получал повестки, тем не менее к следователю не явился.
4.	На повторную бухгалтерскую экспертизу направлены ряд документов, выявленных в результате ревизии.
5.	Что тут греха скрывать, многие подменяют чтение просмотром кинофильма.
6.	Результаты первой группы более выше, чем у второй.
7.	О том, что Долгов после остановки автомашины находился в кабине, показал свидетель Миленин.
8.	В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.
9.	Это был человек, который получил хорошее образование, прекрасно разбирающийся в людях.
10.	Издательство выпустило свыше пятиста названий книг.

8. Просклоняйте письменно числительные 847, 1784 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (семь, семеро) конкурсант, спортсменка; (оба, обе) договор, часть.

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов библейского происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форс-мажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.