1.7. Поясните понятие «энергия». Какие виды энергии Вы знаете? В каких системах она сохраняется, как закон сохранения энергии связан со свойствами пространства-времени? Какими свойствами симметрии обладают пространство и время? По горизонтальной плоскости равномерно перемещается тело массой в 1кг без качения под действием силы в 1 Н. Найти коэффициент трения.
2.7. Какие движения легли в основу календаря, какие календари сейчас используются? Будет ли на Земле смена дня и ночи, если прекратится ее вращение вокруг своей оси? С какой скоростью и в каком направлении должен лететь самолет в районе экватора, чтобы местное солнечное время для его пассажиров остановилось? Определите по данным о Луне (расстояние от Земли 384 тыс. км, период обращения равен 27,3 сут.) и законам Кеплера высоту стационарного спутника (висящего над одной территорией).
3.7. Какими законами определяется тепловое излучение тел? Какими моделями при этом пользуются? Определить энергетическую светимость поверхности (мощность излучения) тела и температуру тела, если длина волны, на которую приходится максимум энергии в спектре излучения абсолютно черного тела, равна 0,58 мкм. (s = 5,7*10^-8 Вт/(м K4), b = 2,9*10^-3 м K кг/моль).
4.7. Какими корпускулярными свойствами обладают свет? Поясните смысл понятия «фотон». Какие явления, и каким образом были объяснены с помощью квантовой теории света? Если на цинковую пластинку падает пучок ультрафиолетовых лучей с длиной волны 0,2 мкм, то чему равна максимальная кинетическая энергия и максимальная скорость фотоэлектронов? Работа выхода для цинка равна 4 эВ.
5.7. Дайте представление о химической кинетике. Как можно ускорить (или замедлить) ход реакции, каково промышленное значение этого? На сколько градусов надо увеличить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 16 раз? Температурный коэффициент реакции y = 2.
6.7. Почему нельзя применить классическую механику для описания поведения частиц в микромире? Поясните смысл волновой функции и особенности представления о причинности в квантовой механике. Почему ограничение воздействия на микроуровне имеет смысл фундаментального закона природы?
7.7. Какие процессы поддерживают «жизнь» звезд? Дайте представление об эволюции звезд. Почему существенна величина массы звезды? Какова перспектива эволюции Солнца? Считая светимость Солнца постоянной, определите, какую долю массы Солнце потеряет за свою жизнь из-за излучения.
8.7.Дайте представление о процессах дыхания и фотосинтеза, сопоставьте продукты на входе и выходе, сделайте вывод об отличии этих процессов. В процессе дыхания при окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ. В физиологических условиях в АТФ запасается энергия 12 ккал/моль. Известно, что при полном окислении глюкозы C6H12O6 + 6O2 -> 6CO2 + 6H2O выделяется энергия 686 ккал/моль. Найдите КПД дыхания.
9.7. Поясните «парадокс близнецов» специальной теории относительности. Космический корабль движется со скоростью, составляющей 0,8 скорости света, по направлению к Земле. Определить расстояние, пройденное им в системе отсчета, связанной с Землей, за 0,5 секунды по часам в космическом корабле.
10.7. Исходя из данных, что первичная атмосфера Земли не содержала кислорода, обоснуйте, почему жизнь не могла возникнуть на суше?