1.8. Поясните понятие «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Чем отличается принцип относительности Галилея от принципа относительности Эйнштейна? Как осуществляется преемственность идей и концепций? Определите скорость частицы, если ее релятивистская энергия в 8 раз больше ее энергии покоя.
2.8. В чем состоит эффект Доплера и какова его роль в исследовании звезд, Вселенной. Как установили и измерили скорость вращения Солнца вокруг своей оси? Найти линейную скорость вращения точек на солнечном экваторе, если для зеленой линии водорода с l0=500 нм доплеровское смещение равно 0,0035 нм.
3.8.Определите понятия теплоты и температуры. Как связаны эти величины, в каких единицах измеряются? Какие приняты шкалы температур? Какова концентрация молекул в стратосфере на высоте 30 км, если давление на этой высоте 104 Па, а температура –200С? Каков смысл абсолютного нуля температур?
4.8. Каковы источники энергии звезд? Дайте представление об эволюции обычных звезд и красных гигантов и поясните процессы, происходящие в их недрах. Какова перспектива эволюции Солнца? Солнце излучает в секунду 3,9•1026 Дж энергии. Какой потере массы это соответствует?
5.8. Перечислите основные структурные составляющие мегамира в порядке уменьшения размеров. Какие единицы измерения расстояний приняты в мегамире? Что означает тот факт, что до ближайшей звезды Центавра расстояние 4,35 св.г.? Принимая поперечник Солнечной системы в 12 млрд. км, оцените, какую долю он составляет от расстояния до ближайшей звезды.
6.8. Кто и когда построил модель структуры ДНК? Какие разновидности РНК, в чем значение каждой из них? Как происходит деление клеток, ядра и ДНК? Как реализуется система воспроизводства на молекулярном уровне?
7.8.Поясните процессы в расплавах и растворах. Почему при растворении обычно температура понижается? Каковы особенности растворения в воде? Какую роль играют гидрофильные и гидрофобные процессы в живых организмах? «Если на систему оказать воздействие, то в ней разовьются процессы, направленные на ослабление этого воздействия». К каким системам это высказывание может относиться – к живым? Или - к неживым неупорядоченным системам?
8.8. Как можно повлиять на скорость протекания химических реакций? Напишите выражение скорости химической реакции, протекающей в гомогенной системе по уравнению: A + 2B = AB2, и определите, во сколько раз увеличится скорость этой реакции, если: а) концентрация A увеличится в два раза; б) концентрация B увеличится в два раза; в) концентрация обоих веществ увеличится в два раза.
9.8. На основании каких экспериментальных результатов исследований Э. Хаббл пришел к выводу о «разбегании» галактик? Какова скорость такого «разбегания» в соответствии с законом Хаббла? Зависит ли картина разбегания от положения наблюдателя? Оцените, с какой скоростью удаляются друг от друга два квазара, если их фотографии были получены в диаметрально противоположных точках небесной сферы, и по доплеровскому смещению линий в спектрах этих квазаров были определены скорости их удаления от земного наблюдателя в 150 000 и 200 000 км/с.
10.8. Какие формы естественного отбора Вам известны? Каковы основные отличия современного биологического эволюционизма от первоначальной дарвиновской концепции?