Силлогистика: виды и структура простых суждений
Занятие 11.
Контрольные вопросы.
1. Деление простых категорических суждений по качеству: утвердительное и отрицательное; по количеству: единичные, частные и общие.
2. Виды простых категорических суждений: общеутвердительные и частноутвердительные; общеотрицательные и частноотрицательные.
3. Атрибутивные суждения и реляционные суждения.
Задания.
Установите, какие из приведённых ниже предложений являются суждениями:
1) Рукописи не торят.
2) Граждане, переходите улицу только на зелёный свет светофора!
3) Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень важное дело!
4) Нет такого лабиринта, из которого бы не было выхода.
5) Что вниз вершиной растёт?
6) Сумма чисел а и в равна 12.
7) Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
Занятие12.
Контрольные вопросы.
1.Понятие простого категорического суждения.
2.Структура простого категорического суждения: субъект, предикат, квантор и логическая связка.
3.Логическая характеристика простого категорического суждения.
4. Понятие распределённости терминов суждения.
Задание.
Дайте логическую характеристику суждению.
1. Великобритания является парламентарной монархией.
2. Всякое преступление должно быть наказуемо.
3. Ни один человек не рождается преступником.
4. Некоторые инспектора уголовного розыска – спортсмены.
5. Не все птицы летают.
Тема: Силлогистика: непосредственное умозаключение
Занятие13.
Контрольные вопросы.
1. Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.
2. Операция обращения. Логические выводы из суждения с помощью операции обращения.
3. Смысл операции превращения.
4. Логическое выводы из суждения с помощью операции превращения.
Задания.
1. Произвести обращение суждений:
а) Некоторые ошибки дают жизненный опыт.
б) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.
в) Некоторые преступники не вменяемы.
г) Всякий честолюбивый человек – завистлив.
д) Некоторые хорошо образованные люди суеверны.
е) Каждый человек желает счастья.
ж) Каждый добродетельный человек – счастлив.
2. Произвести превращение суждений:
а) Все граждане России имеют равные с другими права перед законом.
б) Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.
в) Некоторые студенты любят логику.
г) Ни одна революция не является законным действием.
д) Все, дающее жизненный опыт, полезно.
е) Отказ от права обращения в суд не действителен.
3. Сделайте выводы из простых категорических суждений с помощью логического квадрата:
a) Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства.
b) Ни один обвиняемый не является лицом, обязанным доказывать свою невиновность.
c) Некоторые браки заключаются по договору.
d) Некоторые граждане не могут быть признаны виновными в совершении преступления …иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
e) Ни один судья Российской Федерации не является гражданином США.
f) Некоторые преступления не являются умышленными.
Занятие 14.
Контрольные вопросы.
1.Операция противопоставления субъекту.
2.Логические выводы из суждения с помощью операции противопоставления субъекту.
3.Операции противопоставления предикату.
Задания.
1. Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления субъекту:
а) Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.
б) Все невменяемые подлежат изоляции.
в) Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.
г) Ни один невиновный не должен быть осуждён.
д) Некоторые правонарушения – проступки.
е) Не все сделки являются односторонними.
2.Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления предикату:
а) Взяточник никогда не бывает честным.
б) Каждый юрист – человек.
в) Некоторые учёные не верят в Бога.
г) Среди соучастников преступления есть подстрекатели.
д) Загрязнение окружающей среды – экологическое преступление.
е) Люди не бессмертны.
ж) Судьи несменяемы.
3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Силлогистика: непосредственное умозаключение».
Тема: Силлогистика: силлогизма и его виды
Занятие15.
Контрольные вопросы.
1. Понятие силлогизма.
2. Простой категорический силлогизм: определение и структура.
3. Правила терминов и посылок силлогизма.
4. Основные фигуры силлогизма и его модусы.
5. Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.
Задания.
1. Сделайте выводы из следующих посылок:
а) Все дети гениальны.
Некоторые школьники являются детьми.
б) Все невменяемые подлежат изоляции.
Некоторые студенты – вменяемы
в) Некоторые студенты любят говорить на лекциях.
Ни один доцент не является студентом
г) Все настоящие учителя любят детей.
Ни один сторонник физических наказаний не любит детей
д) Все философы стремятся к истине
Некоторые философы ищут успеха у женщин
2. Укажите структуру, фигуру, модусы силлогизмов и определите, являются ли они правильными:
а) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным
Каждый юрист – человек
Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным
б) Некоторые романы поучительны
Все романы суть вымышленные рассказы
Некоторые вымышленные рассказы поучительны
в) Все невежественные люди тщеславны
Ни один профессор не является невежественным
Ни один профессор не является тщеславным
Занятие16.
Контрольные вопросы.
1.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.
2.Полисиллогизм. Понятие соритов.
3.Понятие эпихейрем и алгоритм их решения
Задания.
1. Образуйте энтимемы из следующих силлогизмов:
а) Всякий порок заслуживает порицания
Всякая скупость есть порок
Всякая скупость заслуживает порицания
б) Ни один невменяемый не наказуем
Некоторые преступники невменяемы
Некоторые преступники не наказуемы
2. Восстановите энтимемы до полных силлогизмов:
а) Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.
б) Раб – человек, потому его не следует держать в неволе.
в) Некоторые привычки заслуживают упрёка, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.
3. Выражают ли следующие силлогизмы энтимемы:
а) Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.
б) Поскольку сопротивление было бесполезно, гарнизон крепости сдался.
в) Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона пришлось отступить по Смоленской дороге.
4. Восстановите, если возможно, полисиллогизмы:
а) Все пудинги вкусны.
Это блюдо – пудинг.
Ни одно вкусное блюдо не полезно.
б) Всякий, кто находится в здравом уме, может заниматься логикой.
Ни один лунатик не может быть присяжным заседателем.
Ни один из ваших сыновей не может заниматься логикой.
в) Все мои сыновья стройные.
Никто из моих детей не здоров, если он не делает зарядки.
Все обжоры среди моих детей страдают ожирением.
Ни одна из моих дочерей не делает зарядки.
5.Произведите логический анализ следующих соритов, восстановив входящие в них силлогизмы:
- Гражданин К., являясь лицом, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.
- Лицо, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.
Потерпевший вправе давать показания по делу.
Гражданин К. вправе давать показания по делу.
- Ответчик имеет право участвовать в исследовании доказательств в гражданском процессе.
- Ответчик признается стороной в гражданском процессе.
- Николаев – ответчик.
-Николаев причинил вред имуществу гражданина Сидорова.
Николаев имеет право участвовать в исследовании доказательств в данном гражданском процессе.
6.Сделайте заключение и проверьте состоятельность силлогизмов.
а) Все гусеницы едят капусту. Иванов ест капусту. Следовательно?
б) Учебные аудитории нуждаются в проветривании.
Эта комната не является учебной аудиторией. Следовательно?
в) Некоторые жидкости обладают приятным запахом.
Некоторые металлы – жидкости. Значит?
г) Ни один негр не был президентом США. Марк Твен не был негром. Значит?
д)Некоторые студенты любят петь. Сидоров – студент. Значит?
е) Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус. Значит?
ж) Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. материально поддерживают друг друга. Значит?
Тема: Логические операции с понятиями
Занятие17.
Контрольные вопросы.
1. Содержание понятия и его объем.
2. Закон соотношения объёма и содержания.
3. Виды понятий по содержанию и по объёму.
Задания.
1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.
2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:
а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;
б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.
Занятие18.
Контрольные вопросы.
1. Логическая характеристика понятий.
2. Типы соотношений объёмов понятий.
Задания.
1.Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.
2. Определите отношение между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем:
1) населённый пункт, город, станица, деревня, посёлок, районный центр;
2) литературное произведение, драма, стихотворение, роман, поэтическое произведение, комедия;
3) мужчина, сын, отец, дедушка;
4) хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков;
5) адвокат, юрист, прокурор, следователь, офицер, полковник МВД, капитан I ранга;
6) республика, федеративная республика, государство, монархия, парламентская монархия;
7) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, хулиганство, оскорбление словом, избиение.
3. Подготовиться к итоговому дидактическому тесту.
Тема: Логика и юриспруденция: обзор применимости
Занятие19.
Контрольные вопросы.
Задания: Подготовка к итоговому дидактическому тесту.
Занятие 20. Итоговый дидактический тест.
Выполнение итогового дидактического теста по курсу «Логика в юриспруденции».