1. Дать логическую характеристику простого суждения:
Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.
2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:
иногда и мёд не сладок.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Некоторые здоровые люди тучны. Ни один нездоровый человек не силен. Следовательно, некоторые тучные люди не сильны.
4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни одна интересная поэма не останется не признанной людьми с тонким вкусом.
2. Ни одна современная поэма не свободна от аффектации.
3. Все ваши поэмы написаны о мыльных пузырях.
4. Ни одна аффектированная поэма не находит признания у людей с тонким вкусом.
5. Ни одна древняя поэма не написана о мыльных пузырях.
5. Найти возможные гипотезы для имеющейся информации, сформулировать и проверить их.
В бюджете возникнет дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете не возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы не общественные нужды сократятся.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить: студент; студент Уральского гуманитарного института; житель города Екатеринбурга.
Вариант № 2
1. Дать логическую характеристику простого суждения:
В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:
Иногда и мёд не сладок.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Некоторые галстуки безвкусны. Все сделанное со вкусом приводит меня в восторг. Следовательно, я не восторге от некоторых галстуков.
4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:
1. Котёнок, который любит рыбу, поддаётся дрессировке.
2. Котёнок без хвоста не станет играть с гориллой.
3. Котёнок с усами всегда любят рыбу.
4. У котёнка, поддающегося дрессировке, не бывает жёлтых глаз.
5. Котёнок, у которого нет хвоста, не имеет усов.
5. Установите, являются ли равносильными следующие суждения:
Если увеличивается семья нанимателя, то это ведёт к изменению условий договора найма жилого помещения, если же семья нанимателя уменьшается, это также ведёт к изменению условий договора найма жилого помещения.
Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться, что ведёт к изменению условий найма жилого помещения.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить.
мужчина; водоплавающее животное; планета; планета Солнечной системы; спутник Земли.
Вариант № 3
1. Дать логическую характеристику простого суждения:
Каждая страна имеет свой гимн.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:
Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Он никогда не поёт больше часа. Если пение продолжается больше часа, окружающим надоедает слушать. Следовательно, его пение окружающим не надоедает слушать.
4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни одна из представленных здесь картин, кроме батальных, не представляет ценности.
2. Ни одна из картин, вывешенных без рам, не покрыта лаком.
3. Все батальные картины написаны маслом.
4. Все распроданные картины представляют ценность.
5. Все картины английских мастеров покрыты лаком.
6. Все картины, которые были вывешены в рамах, проданы.
5. Привести к ДНФ и установить является ли формула выполнимой?
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить: адмирал; английский адмирал; адмирал Нельсон; русский адмирал; адмирал Ушаков.
Вариант № 4
1. Дать логическую характеристику простого суждения:
Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: курить запрещено.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Все львы свирепы. Некоторые львы не пьют кофе. Следовательно, некоторые живые существа, пьющие кофе, свирепы.
4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:
1. Любая мысль, которую нельзя выразить в виде силлогизма, поистине смешна.
2. Моя мечта о сдобных булочках не стоит того, чтобы ее записывать на бумаге.
3. Ни одну мою несбыточную мечту нельзя выразить в виде силло гизма.
4. Мне не приходило в голову ни одной действительно смешной мысли, о которой бы я не сообщил своему поверенному.
5. Я только и мечтаю, что о сдобных булочках.
6. Всякая моя мысль, высказанная поверенному, стоит того, чтобы ее написать на бумаге.
5. С помощью нормальных форм определить, является ли формула X гипотезой для формулы Y:
Х = ((АВ)D)
Y = (((AB) (BD)) B)
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить: плоская замкнутая геометрическая фигура; треугольник; прямоугольник; квадрат; прямоугольный треугольник
Вариант № 5
1. Дать логическую характеристику простого суждения: Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:Укатали Сивку крутые горки.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Необразованные люди судят обо всем поверхностно. Все студенты - народ образованный. Следовательно, ни один студент не судит обо всем поверхностно.
4. Сделать вывод из посылок, если это возможно.
1. Животные, на которых я не обращаю никакого внимания, всегда испытывают смертельную обиду.
2. Те животные, которые принадлежат мне, находятся на этой площадке.
3. Ни одно животное, не получившее соответствующего образования в школе-интернате, не сможет отгадать загадку.
4. Ни одно животное на этой площадке не барсук.
5. Животные, которые не принадлежат мне, - те, на которых я не обращаю внимания.
6. Ни одно животное, получившее соответствующее образование в школе-интернате, не станет носиться с бешеной скоростью и выть.
5. Установите, являются ли равносильными следующие суждения:
Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинён моральный или физический или имущественный вред.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить.
адмирал; английский адмирал; адмирал Нельсон; русский адмирал; адмирал Ушаков.
Вариант № 6
1. Дать логическую характеристику простого суждения: Маршал Жуков - выдающийся полководец второй мировой войны.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: На обиженных воду возят
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме.
Плохо управляемые предприятия не приносят прибыли. Железными дорогами никогда не управляют плохо. Следовательно, все железные дороги приносят прибыль.
4. Восстановите, если возможно, полисиллогизм: Преступления общественно опасны. Все хищения - преступления. Все кражи - хищения. Все тайные присвоения книг из библиотеки - кражи.
5. Найти возможные гипотезы для формулы:
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить: дедушка; отец; сын; внук.
Вариант № 7
1. Дать логическую характеристику простого суждения: лицо, впервые совершившее в возрасте до 16 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: Не все коту масленица.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме. Ни один профессор не невежествен. Все невежественные люди тщеславны. Следовательно, ни один профессор не тщеславен.
4. Восстановите, если возможно, полисиллогизм:
Все студенты - находчивые люди.
Все находчивые люди обладают логическими способностями.
Все обладающие логическими способностями - разумные люди.
Все разумные люди заслуживают уважения.
5. Найти возможные гипотезы для имеющейся информации, сформулировать и проверить их.
Если кража совершена «по наводке», то у преступника был сообщник, а если был сообщник, то налицо преступная группа. Если же преступление совершено группой, то это – преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если кража совершена «по наводке», то она – с отягчающими обстоятельствами.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их сложить и обобщить: число; чётное число; нечётное число; простое число; число 2; число делящееся на 4.
Вариант № 8
1. Дать логическую характеристику простого суждения: Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: Гусь свинье не товарищ.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме: Ни один бездельник не станет знаменитостью. Некоторые художники не бездельники. Следовательно, некоторые художники станут знаменитостями.
4. Правильный ли вывод? Все дворяне, к которым Чичиков обращался с предложением купить у них «мёртвые души», были удивлены этим предложением, но все они надеялись совершить выгодную сделку. Следовательно, все те, кто был удивлён предложением Чичикова, надеялись совершить выгодную сделку.
5. С помощью нормальных форм определить, является ли формула X гипотезой для формулы Y:
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их умножить и ограничить. картина; реалистическая картина; сюрреалистическая картина; картина Репина; картина Дали.
Вариант № 9
1. Дать логическую характеристику простого суждения: Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: На всякого мудреца довольно простоты.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме. Некоторые подушки мягкие. Ни одна кочерга не мягкая. Следовательно, некоторые кочерги - не подушки.
4. Правильный ли вывод? Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди.
5. Установите, являются ли равносильными следующие суждения: Потеряв меня, сударь, она либо умрёт от печали, либо умрёт с голоду.Потеряв меня, сударь, она умрёт от печали или с голоду.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их умножить и ограничить. Поэт; русский поэт; русский поэт XIXвека, родившийся в Москве; Лермонтов.
Вариант № 10
1. Дать логическую характеристику простого суждения: Не существует абсолютной повторяемости явлений.
2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении: Не все то золото, что блестит.
3. Проверить правильность вывода и указать возможные ошибки в силлогизме. Тепло успокаивает боль. Ничто из того, что не успокаивает боль, не полезно. Следовательно, тепло полезно при зубной боли.
4. Правильный ли вывод? Некоторые американские фильмы сентиментальны и все они имеют счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.
5. Выяснить правильным или неправильным является вывод, не прибегая к построению таблиц и алгебраическим преобразованиям: Если Д. убийца, то ему известно место и время убийства. И то, и другое ему известно. Значит, Д. убийца.
6. Изобразить понятия на кругах Эйлера, их умножить и ограничить: Мужчина; юрист; депутат парламента; доктор наук.