226. Составьте молекулярное и электронное уравнения реакции окисления толуола раствором бихромата калия в кислой среде. Напишите уравнения реакций взаимодействия полученного продукта со следующими веществами: гидроксидом натрия, треххлористым фосфором, хлором, этиловым спиртом.
227. Почему органические перекиси являются сильными окислителями? Атомы каких элементов в молекуле перекиси проявляют окислительные свойства? Напишите уравнение реакции термического разложения дибензоилпероксида (перекиси бензоила).
228. Основная масса фенола в производственных условиях получается из гидроперекиси кумола, которая, в свою очередь, получается из изопропилбензо- ла. Составить схему превращения изопропилбензола в фенол. Какое еще вещество получается вместе с фенолом?
229. Как изменяется прочность связи - О - О - в перекисях с увеличением числа углеродных атомов в углеродном радикале R - О - О -R ?
230. Какие из перечисленных ниже пар веществ способны к сополимеризации:
Для выбранных пар составьте схему реакций и назовите полученные продукты.
231. Какие из перечисленных ниже пар веществ способны вступать в реакцию поликонденсации: фенол - уксусный альдегид; этанол - уксусная кислота; этиленгликоль - адипиновая кислота; глицерин - уксусная кислота?
232. Какая существует взаимосвязь между термостойкостью и горючестью полимеров. Как влияют особенности химического строения полимеров (по- ливинилхлорида, полистирола, политетрафторэтилена, целлюлозы) на их термостойкость и горючесть?
233. Напишите уравнение реакции получения полимера из мономеров:
0 = C = N-C6H4-N = C = 0 И НОСН2СН2ОН
234. Напишите уравнение реакции получения огнезащищенной целлюлозы с использованием антипирена триамида фосфорной кислоты. Как называется эта реакция?
Рассчитать количество воздуха, необходимого для горения 20 кг полимера, полученного из мономеров С6Н5 - СН = СН2 и СН2= СН- СН = СН2. Определите состав и объем продуктов сгорания данного полимера. Назовите исходные вещества и конечные продукты реакций полученного полимера.
243. Рассчитать количество воздуха, необходимого для горения 40 кг полимера, полученного из мономера НООС-СбН4 -СООН и НО-СН2-СН2-ОН. Определите состав и объем продуктов сгорания данного полимера. Назовите исходные мономеры и конечный продукт реакции поликонденсации.
244. Рассчитать количество воздуха, необходимого для горения 100 кг термопластичного полимера, полученного из мономеров фенола и формальдегида. Определите состав и объем продуктов сгорания полимера. Назовите отличительные признаки термопластичных и термореактивных полимеров.
245. Рассчитать количество воздуха, необходимого для горения 80 кг полимера, полученного из мономера СН2 = СН- С1. Назовите исходные вещества и конечные продукты реакции получения полимера. Определите объем продуктов сгорания.
246. Определите, какое количество фосгена (СОС12 - отравляющего вещества) образуется при при разложении 10 кг СС14 Напишите уравнение реакции гидролиза четыреххлористого углерода.
247. Одним из опасных факторов пожара являются токсичные продукты разложения и горения полимеров, среди которых наибольшую опасность представляют Опишите физико-химические свойства токсикатов HCN, СО, HCl, S02, N02, какие из них представляют наибольшую опасность на пожаре и почему?
248. Какие продукты (по агрегатному состоянию) образуются при термическом разложении полимерных материалов? Сколько кубических метров хлористого водорода образуется при разложении 100 кг поливинилхлоридной смолы, если считать, что весь содержащийся хлор в смоле выделяется в виде хлористого водорода.
249. При термическом разложении полиметилметакрилата (органическое стекло) образуется в основном мономер метилметакрилат. Составьте схему реакции деполимеризации и вычислите количество метилметакрилата (кг), которое может получиться при разложении 10 кг органического стекла.
250. В капроне содержится 12 % массовых азота. Сколько цианистого водорода (кг) может получиться из 10 кг капрона при его термоокислительном разложении, если 2 % массовых имеющегося азота превратятся в цианистый водород?
251. Термораспад политетрафторэтилена (фторопласта-4) сопровождается в основном образованием тетрафторэтилена. Составьте схему реакции деполимеризации политетрафторэтилена и вычислите объем тетрафторэтилена, который может образоваться при разложении 10 кг политетрафторэтилена.
252. В эластичном пенополиуретане содержится 7 % массовых азота. Сколько цианистого водорода образуется при разложении 10 кг пенополиуретана, если из всего имеющегося азота 1 % превращается в цианистый водород?
253. Объясните механизм ощущения цвета человеческим глазом с применением л-электронных систем органических соединений. Приведите примеры слабых, сильных и сложных хромофорных группировок.
254. Укажите важнейшие 71-электронные системы хромофоров и ауксо- хромов, широко применяемых в химии красителей и на практике. Приведите пример применяемого в промышленности азокрасителя - паракрасного, используемого для окраски хлопчатобумажных тканей.
255. Окрашенное вещество можно превратить в краситель. Какие необходимо ввести для этой цели группировки на основе 71-электронных систем в окрашенное вещество и как они называются?
256. К классу каких красителей и в каких областях применяется фенолфталеин. Напишите структурную химическую формулу фенолфталеина. Приведите один из методов его синтеза. Определите процентное содержание углерода в данном соединении.
257. Напишите химические формулы природных красящих веществ и укажите, где они встречаются в природе и применяются на примере следующих красителей: ализарин, индиго, античный пурпур и красители из группы кароти- ноидов.
258. Сколько тринитротолуола (тола или тротила) взорвалось, если в результате взрыва образовалось (н.у.) 980 л оксида углерода (II)? Основные продукты реакции взрывного разложения тротила: С02, СО, С, Н2, N2, Н20).
259. Сколько тринитротолуола (тола или тротила) взорвалось, если в результате взрыва образовалось 40 кг углерода?
260. Рассчитайте стандартную энтальпию образования тринитротолуола, если в результате взрыва 1 моля его выделилось 958,4 кДж тепла.
261. Напишите уравнение реакции получения тринитроглицерина и рассчитайте, сколько литров диоксида углерода выделилось при взрыве 1,5 кг три- нитроглицерина?
262. При действии нитрующей смеси (HN03 + H2S04) на диметиланилин получается сильно действующее бризантное вещество - тетрил (тетранитромети- ланилин). Напишите уравнение реакции получения тетрила.
263. Какая масса четырехатомного спирита пентаэритрита должна вступить в реакцию взаимодействия с 0,15 л 0,7 М HN03, в которой образуется взрывчатое вещество - тетранитропентаэритрит (ТЭН)? Сколько грамм ТЭН при этом образуется?
264. Удушающее отравляющее вещество фосген получают по следующей обратимой реакцииСО + С1→СОС12
Какой объем (н.у.) хлора и какая масса СО необходима для получения 88 г СОС12?
265. Рассчитайте объем выделившегося азота, образующегося при термическом разложении 300 г дихромата аммония (условия нормальные).
266. Двухатомный спирт этиленгликоль самовозгорается при контакте с концентрированной Н202. Рассчитайте энергию Гиббса этой реакции, а также объем углекислого газа, образующегося в результате сгорания 300 г этиленглико- ля (условия нормальные).
267. Взаимодействие металлического калия с водой сопровождается взрывом гремучей смеси. Рассчитайте объем гремучей смеси, образующейся при взаимодействии 50 г металлического калия с водой (условия нормальные).
268. Рассчитайте объем выделившегося кислорода, образующегося при термическом разложении 200 г перманганата калия (условия нормальные).