Контрольная работа №1. Применение структурного подхода
к анализу и проектированию ЭИС
Задание 1. Построить концептуальную модель данных для информационной системы колледжа
В колледже работают N преподавателей. О каждом преподавателе известна следующая информация: фамилия, имя, отчество, год рождения, пол, образование, учебное заведение, которое он окончил (предполагается, что каждый из них окончил не более одного специального учебного заведения; если он окончил среднее и высшее учебное заведение, то фиксируется информация только о последнем из них), специальность, иностранные языки, которыми владеет преподаватель, и степень владения ими, адрес, информация о детях (ФИО, год рождения).
Каждый преподаватель может вести один или несколько предметов. За каждой группой студентов закреплен один руководитель.
Имеется расписание занятий, в котором зафиксировано, в какое время, в какой день недели, в какой аудитории, какая группа занимается, каким предметом и какой преподаватель его ведет.
Некоторые преподаватели ведут специальные семинары. Каждый преподаватель может вести несколько семинаров. Имеется расписание работы семинаров. Известно, кто из студентов посещает каждый семинар.
В колледже работают спортивные секции. Занятия в каждой из секций ведут несколько тренеров. Занятия в секциях ведутся по группам. Каждый студент может заниматься в одной или нескольких секциях. В каждой из этих секций он записан в определенную группу. Каждая группа закреплена за одним определенным тренером.
Имеется расписание работы секций, в котором указано, какая группа, в какое время, с каким тренером занимается, а также место проведения занятий. Каждый тренер для каждой группы ведет журнал посещения занятий ее членами.
Задание 2. Построить диаграммы потоков данных и концептуальную модель данных для системы начисления зарплаты
В компании поставлена задача создания новой системы начисления зарплаты взамен морально устаревшей существующей системы. Новая система должна предоставлять служащим возможность записывать электронным способом информацию из карточки учета рабочего времени и автоматически формировать чеки на оплату, учитывающие количество отработанных часов и общий объем продаж (для служащих, получающих комиссионное вознаграждение). В системе должна храниться информация обо всех служащих компании.
Часть служащих получает почасовую оплату. Она начисляется на основе карточек учета рабочего времени, каждая из которых содержит дату и количество часов, отработанных в соответствии с конкретным тарифом. Если какой-либо служащий отработал в день более 8 часов, сверхурочное время оплачивается с коэффициентом 1,5. Служащие-почасовики получают зарплату каждую пятницу.
Часть служащих получает фиксированный оклад, однако они тоже представляют свои карточки учета рабочего времени. Благодаря этому система может вести учет количества часов, отработанных в соответствии с конкретными тарифами. Такие служащие получают зарплату в последний рабочий день месяца.
Некоторые из служащих с фиксированным окладом также получают комиссионное вознаграждение, учитывающее объем продаж. Они представляют заказы на поставку, отражающие дату и объем продаж. Процент комиссионного вознаграждения определяется индивидуально для каждого служащего и может составлять 10,15, 25 или 35%.
Одной из наиболее часто используемых возможностей новой системы является формирование различных отчетов: запросить количество отработанных часов, суммарную зарплату, оставшееся время отпуска и т.д.
Служащие вправе выбирать способ оплаты за, работу. Они могут получать свои чеки на оплату по почте, на счет в банке или на руки в офисе.
Администратор системы курирует информацию о служащих. В его обязанности входят ввод данных о новых служащих, удаление данных и изменение любой информации о служащем, такой, как имя, адрес и способ оплаты, а также формирование различных отчетов для руководства.
Примечание. Начисление зарплаты запускается автоматически каждую пятницу и в последний рабочий день месяца, рассчитывая в эти дни зарплату соответствующих служащих. Начисление зарплаты должно производиться автоматически, без ручной обработки.
Система должна взаимодействовать с существующей банковской системой посредством интерфейса электронных транзакций.
Контрольная работа №2. Применение объектно-ориентированного подхода
к анализу и проектированию ЭИС
3адание 1. Построить диаграмму вариантов использования для системы кредитования коммерческого банка
Небольшой банк автоматизирует деятельность, связанную с кредитованием физических и юридических лиц (индивидуальных клиентов и организаций).
В настоящее время кандидат на получение кредита заполняет бумажную форму, прикладывает необходимые документы (финансовый отчет, перспективную оценку финансового состояния и др.) и отправляет в банк. Референт по кредитованию анализирует запрос на предмет возможных ошибок и подтверждает его достоверность.
Затем референт запрашивает отчет о кредитных операциях клиента в отделе кредитования. Копия отчета просматривается банковским служащим, а референт проверяет финансовое положение и доход клиента. Служащий также обращается к существующей системе управления счетами клиентов, чтобы получить необходимую информацию о состоянии счета и предыдущих кредитах клиента.
Вся информация комплектуется в кредитный запрос и направляется для оценки инспектору по кредитам. Если запрос утверждается, инспектор определяет наилучшие условия кредитования и уведомляет об этом клиента. Если клиент принимает условия, то кредит оформляется.
На обработку запроса обычно уходит минимум две недели (как для индивидуальных клиентов, так и для организаций).
Цель автоматизации - сократить время обработки запроса до 48 часов для индивидуальных клиентов и 72 часов для организаций, сократить количество сотрудников, занятых в процессе обработки, и увеличить количество запросов, обрабатываемых в заданный период.
Задание 2. Выполнить учебный проект для системы начисления зарплаты, описанной в задании 2 контрольной работы №1.
Примечание. Новая система должна предоставлять служащим возможность вводить информацию из карточки учета рабочего времени, вводить заказы на поставку, изменять свои параметры (такие, как способ оплаты за работу) и формировать различные отчеты. Система должна работать на персональных компьютерах служащих всей компании. В целях обеспечения безопасности и аудита служащие должны иметь возможность доступа и редактирования только своих собственных карточек учета рабочего времени и заказов на поставку.
В системе должна храниться информация обо всех служащих компании в различных странах. Система должна обеспечивать правильную и своевременную оплату работы каждого служащего в соответствии с указанным им способом.
Администратор системы курирует информацию о служащих. В его обязанности входят ввод данных о новых служащих, удаление данных и изменение любой информации о служащем, такой, как имя, адрес и способ оплаты, а также формирование различных отчетов для руководства.
Система не должна позволять служащим изменять любые карточки учета рабочего времени, кроме своих собственных. Только администратор системы может изменять любую информацию о служащих, за исключением способа доставки оплаты.
Система должна обеспечивать Windows-совместимый пользовательский интерфейс.