1. Предметом истории политических и правовых учений являются:
a. история искусства управления государством;
b. законы приведения воли многих к единой цели;
c. теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику;
d. история политического неравенства и уничтожение людей из-за иллюзорных целей.
2. Объект правового учения:
a. правовые убеждения граждан;
b. мировоззрение правоведа;
c. правоотношения и правовые обычаи;
d. взаимосвязь права, политики, морали.
3. Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает.
a. многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;
b. догматизм ни в каких областях знания;
c. отторжение человеческого разума, ограничение мышления;
d. господство политических лозунгов и изречений вождей.
4. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:
a. Конфуций;
b. Лао-цзы;
c. Мо-цзы;
d. ШанЯн.
5. Видным теоретиком легизма и одним из основателей школы «законников» в Древнем Китае был:
a. Конфуций;
b. Лао-цзы;
c. Мо-цзы;
d. ШанЯн.
6. Положение: «Мера всех вещей — человек», из которого софисты делали выводы о правомерности и справедливости демократического строя, принадлежит:
a. Платону;
b. Горгию;
c. Протагору;
d. Аристотелю.
7. Положение о тождестве разумного, справедливого и за¬конного впервые сформулировал:
a. Протагору
b. Сократ;
c. Горгий;
d. Солон.
8. Закон есть выражение согласованной, «взаимной справедливости», сумма индивидуальных добродетелей, утверждали:
a. софисты;
b. римские юристы;
c. представители средневековой схоластики;
d. представители средневековой патристики.
9. Концепция «идеального государства» принадлежит:
a. Платону;
b. Горгию;
c. Протагору;
d. Периклу.
10. Платон считал, что идеальное государство как правление лучших — это…
a. олигархия;
b. охлократия;
c. демократия;
d. аристократия.
11. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства соединяете себе лучшие стороны:
a. олигархии и тирании;
b. олигархии и демократии;
c. демократии и тирании;
d. демократии и аристократии.
12. Право Аристотель называл:
a. демократическим правом;
b. политическим правом;
c. аристократическим правом;
d. олигархическим правом.
13. Государство (respublica) как дело, достояние народа (res populi) определял:
a. Тит Лукреций Кар;
b. Аристотель;
c. Улыпиан;
d. Цицерон.
14. Все право на публичное и частное впервые предлагал разделить:
a. Цицерон;
b. Гай;
c. Модестин;
d. Ульпиан.
15. «При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре...», — утверждал:
a. Фома Аквинский;
b. Марсилий Падуанский;
c. Аврелий Августин;
d. Ирнерий.
16. Автором работы «О граде Божием» является:
a. Фома Аквинский;
b. Марсилий Падуанский;
c. Аврелий Августин;
d. Ирнерий.
17. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:
a. Фома Аквинский;
b. Марсилий Падуанский;
c. Аврелий Августин;
d. Ирнерий.
18. В своем сочинении «Защитник мира» ответственность за все беды и несчастья человечества возлагал на церковь:
a. Фома Аквинский;
b. Марсилий Падуанский;
c. Аврелий Августин;
d. Ирнерий.
19. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:
a. Фома Аквинский;
b. Марсилий Падуанский;
c. Аврелий Августин;
d. Ирнерий.
20. Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:
a. в ренессансных утопиях;
b. в раннехристианских ересях;
c. в ведической традиции;
d. в Конституции СССР 1936 года.
21. «Власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско», — утверждал:
a. Гуго Гроций;
b. Пикколо Макиавелли;
c. Жан Воден;
d. Мартин Лютер.
22. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания является:
a. формирование теории естественного права;
b. развитие идеологии Реформации;
c. разработка проблемы суверенитета государства;
d. введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.
23. Автором теории «Москва — третий Рим» был:
a. Иван IV (Грозный);
b. Максим Грек;
c. Нил Сорский;
d. монах Филофей.
24. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:
a. веры;
b. централизма и местничества;
c. божьего суда;
d. упреков и обид.
25. Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:
a. Гуго Гроций;
b. Никколо Макиавелли;
c. Жан Воден;
d. Мартин Лютер.
26. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» утверждал:
a. Джон Локк;
b. Томас Гоббс;
c. Гуго Гроций;
d. Никколо Макиавелли.
27. Автором известного произведения «Об общественном договоре, или принципы политического права» является:
a. Джон Локк;
b. Томас Гоббс;
c. Жан-Жак Руссо;
d. Шарль Монтескье.
28. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:
a. исполнительной;
b. судебной;
c. законодательной;
d. федеративной.
29. Автором «Правды воли монаршей во определении наследника державы своей...» является:
a. В.Н. Татищев;
b. Ф. Прокопович;
c. Петр I;
d. А. Курбский.
30. Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату и т. п:
a. Джон Локк;
b. Томас Гоббс;
c. Жан-Жак Руссо;
d. Шарль Монтескье.
31. Главой школы «возрожденного естественного права» в России считался:
a. Г.Ф. Шершеневич;
b. Б.А. Кистяковский;
c. П.И. Новгородцев;
d. ГВ. Плеханов.
32. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:
a. ГВ. Плеханов, В.И. Ленин;
b. П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;
c. Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;
d. К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.
33. «Своеобразие народа обнаруживается в его праве также, как и его языке и нравах», – в первой половине XIX в. утверждали представители:
a. юридического позитивизма;
b. теологической доктрины;
c. классовой теории;
d. исторической школы права.
34. «Правовые отношения ...коренятся в материальных жизненных отношениях, анатомию этих отношений следует искать в политической экономии» –утверждал:
a. К. Маркс;
b. А. де Токвиль;
c. Г. Гегель;
d. К.Ф. Савиньи.
35. «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами..., а взаимными соглашениями», – утверждал один из представителей отечественного:
a. консерватизма;
b. либерализма;
c. национализма;
d. анархизма.