Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Изучение закономерностей процессов чувственного познания: ощущения, восприятие

ГлавнаяОбразование и педагогикаПедагогика и методика начального образования
ДисциплинаПедагогика и методика начального образования
ВУЗГГУ

Содержание

Цель работы: Изучить некоторые закономерности и особенности процессов чувственного познания: ощущений, восприятия.
Опыт № 1. Роль упражнений в развитии чувствительности.
Цель: доказать возможности развития чувствительности в процессе деятельности (на примере развития глазомера).
Материал: линейка, лист бумаги (21х29).
Ход опыта.
 На листе бумаги провести горизонтальную линию длиной 18 см, разделить её «на глаз» как можно точнее пополам. Повторить опыт три раза.
Определить допущенные отклонения в миллиметрах в каждом из трёх и рассчитать среднее значение ошибки. Результаты занести в протокол № 1. 1.
По результатам опыта делается вывод.
Опыт № 2. Роль ощущений и восприятия в познавательной деятельности.
Цель: показать роль ощущений в познавательной деятельности.
Материал: набор мелких предметов (резинка, мел, карандаш, вата, монеты, и мн. Др.) из разных материалов.
Ход опыта:
 Опыт выполняется в три этапа. Испытуемый не должен видеть предлагаемых ему предметов.
Первый этап. Экспериментатор кладёт испытуемому предмет на тыльную сторону ладони и просит дать по возможности  более полную характеристику.
Второй этап.  Экспериментатор кладёт испытуемому предмет на внутреннюю сторону ладони и просит также дать по возможности более полную характеристику. Испытуемый не должен производить никаких движений рукой или пальцами.
На третьем этапе испытуемому разрешается ощупывать предмет, лежащий на ладони.
Результаты эксперимента заносятся в протокол № 1.2.
Опыт № 3. Методика исследования зрительного и осязательного восприятия
Цель: Получить навыки применения данной методики. 
Материал: лист бумаги, фигуры Г.Фалькельта.
Ход опыта:
Испытуемому предлагается с закрытыми глазами ощупать плоскую фигуру Г. Фалькельта  в течение одной минуты. Затем он должен нарисовать эту фигуру не глядя на оригинал. После этого рисунок убирается и перед испытуемым кладётся та же фигура. Теперь он должен смотреть на неё, запомнить, а затем нарисовать, опять же не глядя на оригинал.
Данный опыт проделывается не менее чем с пятью фигурами. После этого рисунки сопоставляются с оригиналами и определяется степень их совпадения, которая служит показателем точности зрительного и осязательного восприятия.
Оценка степени совпадения может быть выполнена по четырёх бальной шкале:
4 – хорошее совпадение;
3 – удовлетворительное совпадение;
2 – слабое совпадение;
1 – совпадение отсутствует.
Результаты эксперимента заносятся в протокол № 1.3.
По результатам опыта делается вывод.
Опыт № 4. Изучение особенностей восприятия времени.
Цель: Изучить особенности восприятия времени
Материал: часы с секундной стрелкой, бумага, ручка.
Ход опыта: Испытуемому предлагается оценить определенный отрезок времени, для оценки предлагается 5-10 временных интервал, длительностью от 15 секунд до 5 минут. После окончания опыта результаты занести в протокол №1.1. и определить точность восприятия времени по формуле:  
Т=      Bi - Ai  / Ai    x 100%    
i – предъявляемый интервал времени
Ai – предъявленный i – й интервал времени
Bi –  i - е показание испытуемого 
Результаты эксперимента заносятся в протокол № 1.4.