Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Изучение особенностей и свойств внимания

ГлавнаяОбразование и педагогикаПедагогика и методика начального образования
ДисциплинаПедагогика и методика начального образования
ВУЗГГУ

Содержание

Опыт № 1. Исследование переключения внимания в условиях  активного выбора полезной информации (по таблице Шульте)
Цель: получить навык применения данной методики; исследовать психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда, исследование объёма внимания. 
Можно предъявлять с младшего школьного возраста.
Инструментарий: предлагаются четыре таблицы, размером 60x60 см. На каждой таблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.
Ход опыта.
Инструкция: испытуемый должен указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Работать максимально быстро и внимательно. 
Результаты заносятся в протокол 2.1.
Опыт № 2. Исследование избирательности внимания по методике Мюнстерберга
Цель: Получить практические навыки применения данной методики; определить избирательность внимания.
Избирательность характеризуется способностью внимания выбирать из фонового шума нужную информацию и при этом темп деятельности должен оставаться равномерным в течение всего периода работы.
Можно предъявлять с младшего школьного возраста. 
Инструментарий: на бланке написано 10 строк из букв, среди которых расположены слова.
Ход опыта.
Испытуемый должен как можно быстрее рассматривая строку за строкой, подчеркнуть карандашом те слова, которые он увидел на фоне букв.
Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача -  как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова».
Результаты заносятся в протокол.
По результатам эксперимента делается вывод.
Опыт № 3. Исследование устойчивости внимания с помощью методики «Счёт по Крипелину»
Цель: Получить навыки применения данной методики; определить устойчивость внимания при простой, но монотонной работе. Устойчивость характеризуется неподверженностью колебаниям со стороны внешних или внутренних раздражителей, то есть, заданный темп деятельности должен оставаться равномерным в течение всего периода работы. Используется для изучения психического темпа, волевых усилий, упражняемости. Может использоваться для работы с детьми, начиная с 8 - 9-летнего возраста.
Инструментарий: каждому испытуемому дается бланк с рядами цифр. Образец дается в приложении
Ход опыта:
Инструкция: испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, если в ряду встречается, например, сумма 12, то испытуемый должен подписать под цифрами только 2, а не всю сумму. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в каждой строке до тех пор, пока экспериментатор не скажет "стоп" (обычно через каждые 20 сек). После этого испытуемый должен начать следующую строку. Объясняется также, что следует работать быстро и без ошибок.
Результаты заносятся в протокол.
Опыт № 4. Исследование концентрации и переключения внимания по методике «Отсчитывание» (Методика предложена Крепелином)
Цель: определение концентрации и переключаемости внимания. 
Замечание: Предъявляется с младшего школьного возраста.
Материал: секундомер.
Ход опыта.
Опыт заключается в вычитании из 100 одного и того же числа (например, 3, 7, 13). Испытуемому говорят, что считать он должен про себя, а в слух называть только результат. Экспериментатором фиксируются результаты счета, а также время между ответами (можно использовать секундомер, можно во время счета ставить точки через равные промежутки времени, на¬пример через одну секунду). Протокол записи может выглядеть таким образом:
100…97…94.91......88…85…82	…79… и т.д.
где точки означают условный отсчет времени при счете.
При наличии повышенной истощаемости испытуемого, длительность пауз между результатами будет увеличиваться. Возможны два типа ошибок: первый тип - ошибки в единицах, возникающий при утомляемости. Второй тип - при переходе через десятки - встречается при различном роде мозговой дисфункции. При явном слабоумии ребенка наблюдается игнорирование инструкции, например, вместо 7 он может вычитать по 10. Причем такие ошибки трудно корректируются.
Результаты заносятся в протокол.
 По результатам эксперимента делается вывод.
Опыт № 5. Корректурная проба Бурдона - Анфимова
Вводные замечания. Наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.
Цель: Корректурная проба выявляет колебания внимания, его концентрацию и устойчивость по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора.
Инструментарий. Используется специальный бланк с 40 строками букв, в каждой строке по 50 букв, всего на бланке 2000 знаков. В работе используют два бланка. Необходим также секундомер
Замечание: Применяется преимущественно в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, с детьми младшего школьного возраста применяется только в индивидуальном порядке.
Ход опыта
Начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемых есть желание выполнять задание. При этом у испытуемых не должно создаваться впечатление, что их экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" и суть задания разъясняет следующей инструкцией: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку слева направо, отыскивайте все буквы "Р" и "К" и зачеркивайте их. Вычеркивать нужно, ставя вертикальные черточки. Иногда я сам буду ставить на вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы К или Р не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть".
Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал для начала работы. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит черточку в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать ему. По истечении 10 мин. Отмечается последняя про¬смотренная буква.
Обработка результатов. Проверка выполнения правильности зачеркивания Р и К проводится по заранее изготовленному ключу (на бланке экспериментатор вырезает все Р и К, затем он накладывает этот бланк на ответы испытуемого и подсчитывает количество верно зачеркнутых букв).
Для школьников среднего возраста можно использовать один бланк, работая в течение 3-5 минут (что¬бы проследить динамику работоспособности). В старших классах можно использовать два бланка, задавая классический вариант методики - работать без перерыва в течение 10 минут.
Опыт № 6.  Корректурная проба с кольцами Ландольта  
Модификация предыдущей пробы. Предлагается таблица с 20 строками с 40 кружочками в каждой. Надо отыскивать и зачеркивать те кольца, которые имеют разрыв на 12 часов. Подсчет и анализ результатов аналогичен корректурной пробе.