1.2. Покажите последовательным выводом, что закон сохранения импульса в классической механике органично связан с основным законом динамики Ньютона. На какое расстояние сместится неподвижная лодка (длиной 5 м и массой 280 кг), если человек (массой 70 кг) перейдет с ее носа на корму? Сопротивлением воды пренебречь. Как этот закон сохранения связан со свойствами симметрии пространства-времени?
2.2. Назовите планеты, видимые простым глазом, по порядку удаления от Солнца. Каковы орбиты планет? Оцените по законам движения планет, на каком среднем расстоянии от Солнца находится планета Юпитер, если его период обращения составляет почти 12 земных лет?
3.2. В чем суть отличий экспериментального метода от наблюдений? Приведите пример, показывающий, как из результатов процесса измерений можно получить закон естествознания. Где на Земле можно наиболее приблизиться к центру Земли? Как были впервые измерены размеры Земли, Луны, Солнца?
4.2. Какова специфика микромира по сравнению с изучением мега- и макромира? Как описывается состояние объекта микромира? Поясните суть принципа соответствия. Определите, можно ли по следу, оставленному электроном на фотопластинке в камере Вильсона, шириной 1 мкм обнаружить отклонение в движении этого электрона от законов классической механики (кинетическая энергия электрона равна 1,5 кэВ).
5.2. Что такое «термодинамическая система»? Как по теплоемкости можно судить о внутренней структуре вещества? Чем отличается термодинамический подход от статистического подхода? Проанализируйте связь между ними на примере понятия «температура». Определите температуру идеального газа, если средняя кинетическая энергия поступательного движения его молекул равна 7,87•10-21 Дж.
6.2. В каких явлениях проявляются волновые свойства света? Какое явление показывает, что свет - поперечная волна? Как было показано, что свет есть электромагнитная волна? Если при отражении от горизонтальной поверхности озера солнечным луч оказался плоско-поляризованным, то какова была высота Солнца над горизонтом?
7.2.Докажите, что естественный отбор является направляющим фактором эволюции. Против какого аллеля – доминантного или рецессивного – выше эффективность отбора? Какая форма изменчивости дает исходный материал для естественного отбора в природе. Сопоставьте понятия «популяция» и «вид». Почему именно популяция является в современной теории эволюции основной единицей эволюции?
8.2. Как можно менять направление химических реакций? Может ли вызвать смещение равновесия изменение температуры, если реакция происходит без тепловых эффектов? Поясните принцип Ле Шаталье. При определенных условиях реакция хлорводорода с кислородом является обратимой: 4HCl(г) +O2(г) -Ю 2Cl2(г) + 2H2O. Какое влияние на равновесное состояние системы окажут: а) увеличение давления; б) повышение температуры; в) введение катализатора?
9.2. Какие процессы на Солнце связаны с явлениями на Земле? Как распределяется на Земле солнечная энергия? Насколько можно считать Землю тепловой машиной? Почему Земля не перегревается, хотя непрерывно получает энергию от Солнца?
10.2. Дайте понятие «научной картины мира (НКМ)». Сравните механическую НКМ и электромагнитную НКМ, выделите общие и отличные их положения.