Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Сущностные основы общественной жизни

ГлавнаяСоциальные наукиСоциология
ДисциплинаСоциология
ВУЗГосуниверситет-УНПК

Содержание

Вариант № 1
1. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры.
2.Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а так-же состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”.
Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни?
Вариант № 2
1.	Реконструируйте положение Т. Парсонса ( американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных инте-ресов начинает перемещаться социология.” ( Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М. , 1972. - 378с.)
2.	Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера.
Вариант № 3
1.	Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.
2.	Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества? 
Вариант № 4
1.	Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира. 
2.	М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества , устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”. 
	Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма.
Вариант № 5
1.	Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших  обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых:
*	 “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406).
*	 “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446).  “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность,  необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624). 
2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод. 
Вариант № 6
1.	Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”). 
2.	Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы:
•	учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности;
•	учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма?
Вариант № 7
1.	Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования  по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение 
2.	Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.
Вариант № 8
1.	М. Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. 
	Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью?
2.	Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение.
	Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты. 
	С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу? 
Вариант № 9
1.	Знакомясь с историей развития социальных учений, Вы, безусловно, столкнулись с тем, что концепции разных мыслителей по одной и той же проблеме  могут быть диаметрально противоположными. 
	К примеру, Т. Гоббс считает естественным состоянием - антиобщественное  явление “война всех против всех”, поскольку каждому имманентно присуща “абсолютная свобода”. Отсюда - организация общества, государства - вынужденная необходимость; общественный договор - спасение от взаимоуничтожения. Данное положение Гоббса как “естественное состояние” Шефтсбери называет “противоестественным состоянием”, утверждая, что “человек по природе - существо общественное” и общество- “неизбежно и естественно для него”. Противоречат ли, на Ваш взгляд, указанные выше точки зрения двух ученых или они дополняют друг друга? Прокомментируйте  и сделайте вывод о возможности существования  аналогичных ситуаций.
2.	Прокомментируйте следующее положение Мангейма, касающееся задачи социологического знания: “Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Верно, что мыслить способен только индивид. Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему духу, мыслит, возвышаясь над отдельными индивидами, и чьи идеи индивид просто воспроизводит. Однако неверно было бы вывести из этого умозаключение, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем самом и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного опыта”. 
Вариант № 10
1.	О. Конту принадлежит честь стать родоначальником социологии. Он ввел в научный оборот само понятие “социология”. Обоснуйте вывод Р. Арона о том, что О. Конт является философом в социологии и социологом в философии. 
2.	Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Процессы, протекающие в общностях, могут иметь как конструктивное, интегрирующее значение, так и деструктивное, разрушающее. Словом, это живое образование социума, одним из которых является элита.
	Дайте сравнительную характеристику существующим различным теориям элит.: ( В. Парето, Х. Ортега-и-Гассет , меритократический подход и др.).
	Прокомментируйте данный тезис В. Парето и осуществите в его контексте анализ современных российских элитарных социальных слоев.: “Всякая элита, не готовая сражаться в защиту своего положения, находится в полном упадке, ей ничего не остается, кроме как уступить свое место другой элите, обладающей мужеством, которого ей недостает. Если элита воображает, будто провозглашенные ею гуманные принципы применят к ней самой, это чистая мечтательность...”.
Вариант № 11
1.	Проанализируйте мнения Дж. Стюарта Милля по поводу индивидуального: “В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены”  и Г. Тарда о массовых социально-психологических феноменах: “ ... так называемое “социальное давление” толь-ко содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося её крыльям воздуха”.
	 Как эти позиции ученых, с Вашей точки зрения, можно использовать в объяснении приоритетов человеческой субъективности и массовизации социальных действий. Попытайтесь с помощью “механизма подражания” (Г. Тарда) объяснить существование в обществе общественного мнения, обычаев и моды.
2.	Ч. Райт Миллс в книге “Властвующая элита” отмечает структурный антагонизм между классами, управляющими и управляемыми, властвующей элитой и простым народом. 
Обоснуйте, почему ученый сосредоточил внимание именно на этих социальных общностях? Либо он их считает регулятором общественных процессов, либо он отдает им приоритет в связи с социальными отношениями и взаимодействиями, либо здесь присутствует иная основа?
Вариант № 12
1.	Конт и Г. Спенсер известны прежде всего как ученые, принадлежащие к позитивистской социологии, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.
	Сформулируйте три главные предпосылки, на которых основывается позитивный подход в социологии. 
	Объясните, почему общую исследовательскую позицию О. Конта можно охарактеризовать как “социологизм”, а позицию Г. Спенсера  -  как “индивидуализм”?
2. Осуществите сравнительный анализ механизмов социального действия в концепциях М. Вебера и Т. Парсонса. Выразите Ваше понимание вопроса с по-мощью таблицы.
Вариант № 13
1.	Обосновывая  происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он доказал с помощью эмпирических обобщений, что оно представляет собой сложный развивающийся социальный организм. 
	Выделите на основании концепции Г. Спенсера четыре сходства и четыре различия общества и биологического организма, представив их в виде таблицы. 
2.	Р. Дарендорф рассуждая о “конфликтной модели общества”, основанной на положениях: 
•	каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;
•	несогласие и конфликт вездесущи;
•	любой элемент общества одинаково способствует его интеграции и изменениям;
•	всякое общество основано на насилии одних элементов над другими, 
делает вывод о генетической сущности общественных противоречий. 
В соответствии с перечисленными обоснованиями изменения и развития общества в контексте разработанной им модели приведите факты из современной российской действительности. Докажите необходимость их существования и выделите при этом случайные элементы, трансформирующие цивилизационные процессы.
Вариант № 15
1.	Раскройте смысл тезиса Г. Спенсера: “Не мешайте естественному ходу вещей”. 
	Сможете ли Вы обосновать полученные Вами выводы, если сопоставите их с реформационными процессами, происходящими сегодня в России? 
2.	Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод. 
Вариант № 14
1.	Подтвердите примерами из зарубежной и отечественной научной и художественной литературы высказывания Лестора Френка Уорда: “Все великие движения в истории предваряются и сопровождаются прежде всего сильными чувствами”; “... чистого интереса никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство”. 
2.	Опираясь на материал по социологии, разгадайте Венгерский кроссворд. Учтите, при этом: слова в кроссворде не пересекаются, располагаются в горизонтальном и вертикальном направлениях и ломаются. В скобках указано количество букв в слове. Из оставшихся букв составьте слово-пароль относящееся к данной теме.
ЗАДАНИЕ
1.	Тип воли, выделенный Ф. Тённисом (12).
2.	Одна из категорий, рассматриваемых Ф. Теннисом (8).
Вариант № 16
1. Опираясь на материал по социологии, разгадайте Венгерский кроссворд. Учтите,  при этом: слова в кроссворде не пересекаются, располагаются в горизонтальном и вертикальном направлениях и ломаются. В скобках указано количество букв в слове. Из оставшихся букв составьте слово-пароль относящееся к данной теме.
ЗАДАНИЕ
1. Кто впервые ввел термин “социология”?(4)
2. Какой наукой является социология по О. Конту? (11)
3. Теорию какого типа общества разработал О. Конт? (14)
4. Процессы общественной жизни в социологии изучает  ... (8)
5. Представителем какой научной социологической школы является Г. Спенсер?(10)
6. Базисное понятие социологии Г. Спенсера. (12)
7. Социологическое понятие, используемое Г. Спенсером для объяснения функциональной роли государства в обеспечении подчинения составляющих частей целому. (12)
8. Представитель психологической концепции в западноевропейской социологии. (5)
9. Основной психологический фактор в концепции Г. Тарда. (10)
10. Сознательная сторона эволюции цивилизации по Л. Уорду. (7)
11. Спонтанное развитие стихийных сил в общественной теории Л. Уорда. (7)
12. Имя ученого, являющегося автором “Динамической социологии”. (6)
13. Социолог, представитель американского эволюционно-психологического направления. (8)
14. Понятие, введенное Ф. Гиддингсом для определения класса, живущего за счет общества. (8)
15. Источник первичной социальной силы по Л. ”орду .(7)
16. Тип общества по Г. Спенсеру. (7)
17. Ученый, представитель американской психологической концепции. (4)
18. Ученый, представитель психологического направления в социологии Италии.(6)
19. Понятие, характеризующее “множество лиц, собравшихся в одно время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием”. (5) 
2. “Человеческие страсти пасуют только перед лицом нравственной силы, которую они уважают. При недостаточности авторитета подобного рода господствует право сильного, и явное или скрытое состояние войны неизбежно становится хроническим, в то время как иногда экономические факторы играли второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первый план. Все более и более заметно, как отступают перед ними военные, административные, религиозные факторы. Одна лишь наука в состоянии соперничать с ними, да и она ныне престижна только в той мере, в какой в состоянии обслуживать практику, т.е. по большей части - сферу экономики. Вот почему не без основания можно считать, что наши общества являются или склонны стать по существу индустриальными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в общественной жизни, не может, очевидно, остаться до такой степени неупорядоченной без того, чтобы не привести к самым глубоким потрясениям. Именно это источник всеобщей деморализации”. 
	Используя сравнительный анализ теоретического вывода Э. Дюркгейма и реальных процессов, происходящих в современной России, аргументируйте перспективы и тенденции социально-экономического реформирования отечественных общественных отношений
3.	Основоположник формальной социологии (7).
4.	“Общественный атом” (Г. Зиммель) (7).
5.	Категория в исследованиях Г. Зиммеля (10).
6.	Добро, истина, справедливость: обобщающее понятие (8).
7.	Вид социального действия (16).
8.	Тип господства (15).
9.	Самый “чистый” тип легального господства (10).
10.	Качество, присущее лишь человеческой коммуникации (13).
11.	Имя автора “Хозяйственной этики мировых религий” (4).
12.	Содержание процесса символической коммуникации (8).
13.	Центральное понятие символического интеракционизма (7).
14.	Одно из функционально необходимых условий существования системы (9).
15.	Одна из подсистем системы действия (10).
16.	Основоположник символического интеракционизма (3)
17.	Представитель структурного функционализма (6).