1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Всеобщая Д…кл…рация прав человека
Статья 2
Каждый человек долж…н обл…дать всеми пр…вами и всеми св…бодами прово(з,с)гл…шё(н,нн)ыми н…стоящей Д…кл…рацией без какого(бы) то (н…)было р…зличия как(то) (в)отн…шени… р…(с,сс)ы цвета кожи пола языка р…лигии п…литических или иных уб…ждений нац…онального или соц…ального прои(з,с)х…ждения имущ…стве(н,нн)ого сословного или иного пол…жения.
Кроме того (не)должно пров…ди(т,ть)ся (н…)какого р…зличия на основ… п…литического пр…вового или междун…родного статуса страны или т…(р,рр)итории к которой человек пр…надлежит (не)завис…мо (от)того явля…(т,ть)ся ли эта т…(р,рр)итория (не)завис…мой под…печной (не)(само)управляющ…йся или как(либо) иначе огр…нич…(н,нн)ой в своём сув…р…нитете.
Статья 10
Каждый человек для опр…деления его прав и обяз…(н,нн)остей и для уст…новления обоснов…(н,нн)ости пред…явл…(н,нн)ого ему уг…ловного обв…нения име…т право на основ… полного рав…нства на то что(бы) его дело было ра(с,сс)мотр…(н,нн)о глас…но и с соблюдением всех треб…ваний спр…ведливости (не)зависимым и бе(з,с)пр…страс…ным судом.
Статья 12
(Н…)кто (не)мож…т подв…рга(т,ть)ся произвольн…му вм…шательству в его лич…ную и семейную жизнь произвольн…м пос…гательствам на (не)пр…к…снове(н,нн)ость его ж…лища тайну его к…(р,рр)еспонденц…и или на его честь и р…путац…ю. Каждый человек име…т право на з…щиту закона от такого вм…шательства или таких пос…гательств.
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.
3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Августовский, безудержный, береста, великовозрастный, девичий, дискант, заснеженный, индустрия, каталог, кета, кирзовый, компас, кредитор, кулинария, ломоть, мизерный, мускулистый, мышление, окровавленный, партер, прикус, ровня, складчина, творог, феномен, флейтовый.
4. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Сапоги, погоны, рельсы, томаты, апельсины, мандарины, гектары, килограммы, свечи, простыни, плечи, полотенца, бланки, туфли, грузины, башкиры, болгары, таджики, киргизы.
5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Аккумуляция, банкрот, демагогия, дифференцировать, инвестиция, инфляция, коммуникация, конфиденциальный, лимит, нонсенс, позитивный, пунктуальный, синхронный, триумвират, фурор, элита.
6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.
Быть на седьмом небе, держать слово, к шапочному разбору, муки Тантала, плыть по течению, семь пятниц на неделе, человек с большой буквы.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1. Участники этого процесса, двигаемые самыми лучшими побуждениями, внесли много предложений.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Аспирант должен представить отчёт о проделанной им работе.
4. Необходимо уделить самое серьёзное значение вопросу повышения качества образования.
5. Слова тренера до глубины души удивили юношу.
6. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
7. Но, повзрослев и многое осознав, у неё появилась своя точка зрения на жизнь.
8. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.
9. Нужно было прощаться, и участники похода собрались у костра, чтобы спеть свою лебединую песню.
10. Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования.
8. Просклоняйте письменно числительные 754, 1982 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (три, трое) подозреваемый, актриса; (оба, обе) президент, дорога.
9. Приведите примеры 10 крылатых выражений из произведений русской литературы (с указанием автора). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.
10. Приведите примеры 10 латинских фразеологизмов. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.