1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Обр…зова(н,нн)ость нельзя смеш…вать с инт…(л,лл)…гентностью.
Обр…зова(н,нн)ость живёт старым сод…ржанием инт…(л,лл)…гентность со…данием нового и осознанием старого как нового.
Больше того... Л…шите человека всех его знаний обр…зова(н,нн)ости л…шите его самой памяти но если при всём этом он сохр…нит во(з,с)пр…имч…вость к инт…(л,лл)…ктуальным це(н,нн)остям любовь к пр…обр…тению знаний инт…рес к истори… вкус в и(с,сс)ку(с,сс)тве ув…жение к культур… прошлого навыки во(з,с)пит…(н,нн)ого человека ответств…(н,нн)ость в решени… нравств…(н,нн)ых вопросов и богатство и точ….ность своего языка ра(з,с)г…ворного и пис…ме(н,нн)ого вот это и будет инт…(л,лл)…гентность.
Конеч…но обр…зова(н,нн)ость нельзя смеш…вать с инт…(л,лл)…гентностью но для инт…(л,лл)…гентности человека огромное зн…чение име…т им…(н,нн)о обр…зова(н,нн)ость. Чем инт…(л,лл)…гентнее человек тем больше его тяга к обр…зова(н,нн)ости. И вот тут обр…щает на себя вн…мание одна важная особ…(н,нн)ость обр…зова(н,нн)ости чем больше знаний у человека тем легче ему пр…обр…тать новые. Новые знания легко «уклад…ваются» в запас старых запом…наю(т,ть)ся наход…т себе своё место.
Чем больше зна…т человек тем легче он пр…обр…тает новые знания.
Думают что знания толку(т,ть)ся и круг знаний огр…нич…(н,нн) какими(то) об…ёмами памяти. Совсем (на)против чем больше знаний у человека тем легче пр…обр…таю(т,ть)ся новые.
Сп…собность к пр…обр…тению знаний это то(же) инт…(л,лл)…гентность.
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.
3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Алкоголь, апартаменты, бюрократия, валовой, (дело) возбуждено, вручат, гарантированный, движимый, договор, жалюзи, завидно, каталог, намерение, нормировать, обеспечение, облегчить, одновременно, (вы) правы, (отставка) принята, сметливый, средства, транспортировать, уведомленный, углубить, упрочение, феномен, формировать, хозяева, черпать, экспертный.
4. Обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных.
Образец: темп – [ тэ ]мп (твёрдое произнесение согласного перед Е), крем – к[ р’э]м (мягкое произнесение согласного перед Е); мачта – ма[ чт ]а, что – [ шт ]о.
АТЕлье, банДЕроль, булоЧНая, велотРЕк, доЖДь, геНЕтика, иДЕнтичный, ИльиниЧНа, инДЕкс, кое-ЧТо, кРЕдо, неЧТо, парТЕр, ПЕйджер, порядоЧНый, РЕгРЕсс, РЕликвия, СЕрвис, сЛЕнг, феДЕрация.
5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Автаркия, аудит, брифинг, верификация, дебитор, демагогия, имидж, инсинуация, конъюнктура, коррупция, легитимный, мораторий, ностальгия, нувориш, паблисити, реноме.
6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.
Авгиевы конюшни, без зазрения совести, в подмётки не годиться, дёшево и сердито, звёзд с неба не хватает, и карты в руки, сбросить со счетов.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1. Меркурьев в своих показаниях пояснил, что поднял нож с газона, которым ударил студента.
2. Власова была задержана в Игарке, у которой было обнаружено 70 тысяч рублей.
3. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
4. Услышав неожиданную новость, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.
5. Разыскные мероприятия проводились в соответствии и на основе утверждённого плана.
6. Впереди их шёл проводник.
7. На остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
8. Схема и общий вид машины показан на рисунке.
9. Учитывая, что срок кассационного обжалования истёк 27 марта, жалоба у него не была принята.
10. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы положения эти проверены на практике.
8. Просклоняйте письменно числительные 953, 1949 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (пять, пятеро) участник, сестра; (оба, обе) офицер, поклонница.
9. Приведите примеры 10 крылатых выражений из произведений русской литературы (с указанием автора). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.
10. Приведите примеры 10 латинских фразеологизмов. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения