Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Основные содержательные единицы научной речи

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗРГППУ

Содержание

1. Общая характеристика научного стиля
Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:
1. Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой, создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого занятия. 
2. В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца, но ведь покупателю нет никакого дела до «чужих» издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Он рассуждает примерно так: «Мне нравится сливочное масло и сырокопченая колбаса. Если я их куплю, то в жертву будут принесены все другие потребности. У меня не останется денег даже на хлеб. Поэтому ограничусь покупкой говяжьего жира и ливерной колбасы». 

2. Основные содержательные единицы научной речи
Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «технология обучения», «технологизация». Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.
Большой объем получаемой в процессе обучения информации требует введения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания. Основным смыслом технологизации учебного процесса является определение наиболее рациональных способов гарантированного достижения дидактических целей. Технология обучения - это педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.

3. Языковые особенности лексики научного стиля 
Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.
1. Решение проблематичных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель. 2. Во время инфляции остаются с носом банки и учреждения, предоставляющие кредит. 3. В структуре потребительного спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.  

4. Особенности грамматики в научном стиле 
Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.
1. Численность работников преимущественно нефизического труда («белые воротнички») возросла с тридцати девяти процентам до пятьдесят шесть целых одна десятая процент. 2. Особое внимание требуют развитие и углубление международного научного и практического сотрудничества по разработке единого подхода к решению комплекса конкретных задач обеспечения энергетической безопасности. 3. Системный подход в управлении основывается на то, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. 

5. Орфография и пунктуация
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Основы учения о нефти были заложе(нн,н)ы русскими и пр(а,о)должены далее советскими уч(о,ё)ными. Так Д. И. Менделеев (в)первые обр(о,а)тил внимание на то что нефть являе(ть,т)ся в(о,а)жнейшим источ(ь)ником химического сыр(ъ,ь)я а не только топливом он посв(е,я)тил ряд р(о,а)бот происх(а,о)ждению и р(о,а)циональной перер(о,а)ботке нефти. Ему принадлежит известное высказывание Нефть не топливо топить можно и а(с,сс)игнациями (пол(о,а)гая что це(л,лл)юлоза а(с,сс)игнаций  возобн(а,о)вляемый и менее це(н,нн)ый источник сырья чем нефть). Большое зн(о,а)чение имели р(о,а)боты В. В. Марковникова (80-е гг. 19 в.) посвящё(н,нн)ые изучению с(а,о)става нефти им был открыт в нефти новый класс углев(а,о)дородов назва(н,нн)ый им нафтенами и изучено стр(а,о)ение многих углев(а,о)дородов. Л. Г. Гурвич на осн(а,о)вании своих и(с,сс)ледований разр(о,а)ботал (физико)химическую основу очистки нефти и нефт(и,е)продуктов и зн(о,а)чительно ус(а,о)вершенствовал методы её перер(о,а)ботки. Прод(а,о)лжая работы Марковникова Н. Д. Зелинский разр(о,а)ботал в 1918 каталитический способ получения б(и,е)нзина из тяжёлых остатков нефти. Многие годы в обл(о,а)сти химии нефти р(о,а)ботал С. С. Намёткин; им разр(о,а)ботаны методы опр(и,е)деления содержания в нефти угл(и,е)водородов разных классов (определение ГРУ(п,пп)ового состава) и указ(о,а)ны способы повышения выхода нефт(и,е)продуктов. В. Г. Шухов из(а,о)брел первую в мире промышле(н,нн)ую уст(о,а)новку т(и,е)рмического крекинга нефти (1891) был автором про(э,е)кта и главным инж(и,е)нером стр(а,о)ительства первого ро(с,сс)ийского нефт(и,е)провода (1878) зал(а,о)жил основы к(а,о)нструирования нефт(и,е)проводов, нефт(и,е)хранилищ и оборуд(а,о)вания нефт(и,е)переработки.

6.  Чтение научного текста. Составление конспекта
 Определите тему и основную мысль статьи И.В. Гревцевой «Образовательные технологии в профессиональном образовании»
В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
 Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Концепцией модернизации образования до 2010 г. и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана
Составьте три плана (вопросный, назывной, тезисный) по предлагаемой выше статье И.В. Гревцевой «Образовательные технологии в профессиональном образовании».

8. Оформление справочно-научного аппарата
Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.
1. Е. И. Боброва «Электронная библиотека творческого вуза» // информационные недра Кузбасса: труды III региональной научно–практической конференции г. Кемерово : ИНТ, С. 122–124, 2004.  
2. Кузнецов, А. Ю. Консорциум – механизм организации подписки на электронные ресурсы [Текст] // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. – М., издательство «Науч. Мир», 2003, с. 340-342.

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат
1. Напишите аннотацию к фрагменту статьи Гревцевой «Образовательные технологии в профессиональном образовании» с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.
2. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по фрагменту статьи Гревцевой «Образовательные технологии в профессиональном образовании» 

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа
Отредактируйте фрагмент заключения к дипломной работе, запишите исправленный вариант.
В работе есть научная новизна результатов исследования, которая состоит в том, что в дипломной работе я разработала систему показателей оценки эффективности энергосбережения в нефтяном хозяйстве и использовала программно-целевой подход, который позволит на стадиях обоснования и внедрения программ энергосбережения на предприятиях нефтедобычи рационально сформировать комплекс энергосберегающих мероприятий с учетом ограниченности финансовых ресурсов. В соответствии с поставленными задачами я получила следующие научные результаты: 
1) предложена классификация объектов, экономических результатов энергосбережения и средств их достижения, предложена и всесторонне обоснована система показателей эффективности энергосбережения в нефтяном хозяйстве; 
2) определила особенности программно-целевого планирования энергосбережения на предприятии нефтедобычи.

11. Устное научное выступление
Преобразуйте предложения из научных статей в предложения для устного доклада.
1. Принципиально новым моментом в задачах менеджмента стала необходимость учета и согласования целей отдельного предприятия и работающих на нем людей, а также целей систем, в которые входит это предприятие, для достижения цели рассматриваемой системы (предприятия). 2. Текущее состояние и уровень загрязнения окружающей среды задают пределы допустимого экономического роста, нарушение которых чревато возникновением опасных угроз для жизни и здоровья населения, преждевременным истощением природных ресурсов, а также нарушением условий свободного доступа к запасам топливного сырья. 3. Библиотеки вузов осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное внимание наращиванию и развитию технической базы.

12. Научная полемика
Сформулируйте и запишите одну тему для научной полемики по своей специальности и приведите не менее двух аргументов за и против.