Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Определить подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗРГППУ

Содержание

1. Общая характеристика научного стиля
Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:
1. В статье рассматривается техническое состояние электрооборудования и проблемы его замены. Автор ставит своей целью проанализировать сложившуюся ситуацию в области электроэнергетики России, выделить основные причины технического износа оборудования и определить пути выхода из сложившейся ситуации. Статья адресована специалистам в области электроэнергетики.
2. Ясно, что развитие возобновляемой энергетики в стране будет продвигаться очень тяжело. Один из путей стимулирования формирования сектора, который видят представители бизнеса, в частности, Российской Ассоциации ветроиндустрии – вменить в обязанности сетевым компаниям закупать энергию, произведенную на ветроустановках и развивать собственное, более дешевое производство таких агрегатов. «Мы хотим жить или задохнуться?», - задает риторический вопрос представитель ассоциации Игорь Брызгунов.

2. Основные содержательные единицы научной речи
Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «дидактика», «обучение».  Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.
Для полного прояснения содержания понятия «дидактика» полезно дать краткий исторический обзор развития этой научной дисциплины.
Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые авел его в научный обиход немецкий педагог В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении пользовался этим понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktlkos» означает «поучающий», a «didasko» - изучающий. Видимо, это и побудило Я.А. Коменского определить дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему». В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности». 

3. Языковые особенности лексики научного стиля 
Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.
1. В зависимости от того, какого рода признаки используются в классификации, различают классификации натуральные и искусственные. 2. В свою очередь, население формулирует свои надобности в адекватном уровне доходов, что задает целевые направления общего экономического роста и промышленного развития той или иной страны. 3. Безусловно, в каждом конкретном случае, кроме образования руководителя, необходимо выделять и оценивать наличие или отсутствие у него развитых коммуникационных способностей.

4. Особенности грамматики в научном стиле 
Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.
1. Залежи газогидратов располагаются на крутых склонах, на глубинах от триста до тысяча метров и являются фактором, стабилизирующим морское дно в этих геологически активных регионах. 2. Адаптация библиотеки вуза к новым задачам, адекватной современной парадигме образования, связана с применением информационно-коммуникационных технологий. 3. Современное управление производства уже нельзя представить без компьютеров.

5. Орфография и пунктуация
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Понятие комп(и,е)тентности шире п(а,о)нятия знания или умения или навыка оно включ(я,а)ет их в себя хотя р(о,а)зумее(ть,т)ся реч(ь) не идет о комп(и,е)тентности как о пр(а,о)стой сумме знаний умений навыков. Это п(а,о)нятие (не)сколько иного смысл(а,о)вого ряда оно включает не только когнитивную и (операционально)технологическую сост(о,а)вляющие но и м(а,о)тивационную этическую с(а,о)циальную и пов(и,е)денческую а так(же) р(и,е)зультаты обучения в виде знаний и умений системы це(н,нн)ос(т)ных ор(е,и)ентаций, привычек и др. (Зеер Э.Ф.). Данное понятие объед(е,и)няет в себе инте(л,лл)ектуальную и навыковую сост(о,а)вляющие образования в нем заложена идея интерпр(и,е)тации содержания образования формируемого исходя из результата («стандарт на выходе») также ключевая комп(и,е)тентность обл(о,а)дает интегративной природой ибо она вб(е,и)рает в себя ряд однородных или (близко)родственных умений и знаний относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
Под комп(и,е)тенцией понимае(ть,т)ся «общая способность специалиста мобилизовать в про(фф,ф)е(с,сс)иональной деятельности свои знания умения а также обобще(н,нн)ые способы выполнения действий» (Зеер Э.Ф.). 

6. Чтение научного текста. Составление конспекта
Определите тему и основную мысль фрагмента статьи А. Холден «Что такое физика твердых тел».
К физическим свойствам твердых тел относятся механические, тепловые, электрические, магнитные и оптические свойства. Их изучают, наблюдая, как ведет себя образец при изменении температуры, давления или объема, в условиях механических напряжений, электрических и магнитных полей, температурных градиентов, а также под воздействием различных излучений – света, рентгеновских лучей, пучков электронов, нейтронов и т.п. 
Значительная часть лабораторного оборудования, необходимая для изучения этих свойств, сама состоит из твердотельных устройств. Химические свойства твердых тел особенно существенны при изучении поверхностных явлений.
Твердое тело состоит из атомов. Само его существование указывает на наличие интенсивных сил притяжения, связывающих атомы воедино, и сил отталкивания, без которых между атомами не было бы промежутков. В результате таких взаимодействий атомы твердого тела частично теряют свои индивидуальные свойства, и именно этим объясняются новые, коллективные свойства системы атомов, которая называется твердым телом. 
Какова природа этих сил? Свободный атом состоит из положительно заряженного ядра и некоторого числа отрицательно заряженных электронов (масса которых значительно меньше массы ядра). Хорошо известные кулоновские (электрические) силы, действующие между заряженными частицами, создают притяжение между ядром и электронами, а также взаимное отталкивание между электронами. Поэтому твердое тело можно рассматривать как состоящее из системы взаимно отталкивающихся ядер и системы взаимно отталкивающихся электронов, причем обе эти системы притягиваются друг к другу. Физические свойства такого объекта определяются двумя фундаментальными физическими теориями – квантовой механикой и статистической механикой. Хотя характер взаимодействий между частицами известен, их необычайно большое число (~1022 ядер и еще больше электронов в 1 см3) не позволяет дать точное теоретическое описание твердого тела. 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана
Составьте три плана (вопросный, назывной, тезисный) по предлагаемому выше фрагменту статьи А. Холден «Что такое физика твердых тел».

8. Оформление справочно-научного аппарата
Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.
1. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997, 512 с.
2. Шубина  Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. – № 1, 2006. ¬– 32-39 С.

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат
1. Напишите аннотацию к фрагменту статьи А. Холден «Что такое физика твердых тел» с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.
2. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по фрагменту статьи А. Холден «Что такое физика твердых тел».

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа
Отредактируйте фрагмент заключения к курсовой работе, запишите исправленный вариант.
В этой работе я поставила цель и разобрала структуру туристического предприятия, проанализировала, для чего нужен бизнес-план и привела его небольшой пример. 
Также решила такие задачи: 1. Составила бизнес-план и доказала, что подход к составлению бизнес-плана должен быть творческий: можно пересмотреть структуру, дополнить документ материалами, которые могут быть сочтены необходимыми, внести новшества. 2. Рассмотрела вопросы планирования и убедилась, что нельзя экономить времени на планировании. Планируя, вы сбережете его больше.

11. Устное научное выступление
Преобразуйте предложения из научных статей в предложения для устного доклада.
1. Как было отмечено в начале статьи, снижение потерь электроэнергии в электрических сетях – сложная комплексная проблема, требующая значительных капитальных вложений, постоянного внимания персонала, его высокой квалификации и заинтересованного участия в эффективном решении задач. 2. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками вуза, сопровождающими его развитие. 3. В целях обеспечения безопасности производства работ в электроустановках обслуживающий и эксплуатирующий персонал должен быть обеспечен всеми необходимыми средствами защиты, предназначенных для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных или вредных производственных факторов.

12. Научная полемика
Сформулируйте и запишите одну тему для научной полемики по своей специальности и приведите не менее двух аргументов за и против.