Понятие.
1. Дать логическую характеристику понятиям:
«хмурый день», «ответчик», «судимость», «Луна».
2.Выписать относительные понятия и подобрать соотношение:
книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.
3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах:
1) «преступление - получение взятки – кража»;
2) «самая длинная река в Европе - Волга»;
3) «фашист – антифашист»;
4) «студент – спортсмен»;
5) «высокие дома - невысокие дома».
4. Произвести обобщение:
1) звезда;
2) менеджер.
5.Произвести объединение (сложение) и пересечение (умножение) классов. Изобразить схематично:
«равнобедренный треугольник» - «прямоугольный треугольник» - «равносторонний треугольник».
6.Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено:
1) Языки делятся на естественные и неестественные.
2) Республики делятся на президентские, парламентские и федеративные.
3) Люди делятся на трудоспособных и временно трудоспособных.
7.Установить правильность определения, и какое правило нарушено:
1) «Студент - это учащийся».
2) «Повторение - мать учения».
Высказывание.
1. Определить вид простого высказывания:
1) "Москва находится между Ленинградом и Ростовом - на - Дону".
2) "Все тайное становится явным".
2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично:
"Всякое преступление есть общественно опасное деяние".
3. Установить вид сложного высказывания. Записать с помощью символов:
"Мал золотник, да дорог".
4. Определить отношения между простыми и (сложными) высказываниями, их виды и ложность или истинность:
"Некоторые студенты нашего института говорят правду", и "Некоторые студенты нашего института не правдивы".
5. Преобразовать высказывание "О" в "I":
"Некоторые преступления не являются тяжкими".
Умозаключение.
1. Сделать непосредственный вывод путем превращения суждения. Составить схему превращения. Если посылка выражена не в явной логической форме преобразовать ее в соответствии со схемами суждений А, Е, I, О:
"Не все преступления совершаются с прямым умыслом".
2. Сделать вывод из посылок, определить фигуру силлогизма. С помощью правил установить, следует ли вывод с необходимостью:
"Некоторые композиторы - авторы симфоний"
"Ш. не является автором симфонической музыки"
Следовательно,………………………………
3. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод:
"Событие X произошло одновременно с событием У.
Следовательно и событие У произошло одновременно с событием X".
4. Используя условную посылку, построить умозаключение по утверждающему модусу. Построить схему модуса в силлогической записи:
"Если нет кворума, то собрание не состоится".
«Собрание состоялось».
5. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения:
"При освобождении бойцами ОМОН заложников, в схватке один бандит убит, двое ранены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники освобождены, бандиты обезврежены".