1. Множество конфликтных ситуаций удалось бы избежать, если бы оплата труда удовлетворяла как работодателя, так и работника. В бывшем СССР декларировался принцип справедливости и равенства заработной платы, поэтому уровень оплаты труда находился практически на уровне оплаты труда квалифицированного работника, а порой был ниже его. Психология работников на отечественных предприятиях в этом вопросе с началом рыночных преобразований мало в чём изменилась.
В 1992 году в газете «Известия» опубликовано открытое письмо рабочих Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), которые обвиняли руководителей предприятия в необоснованном получении высокой заработной платы (в 3-5 раз) превышающей оплату труда рабочих.
Следует отметить, что именно ГАЗ первым из автомобильных заводов в России сумел успешно адаптироваться к непростым рыночным условиям. В этом есть заслуга менеджеров завода. На предприятий выпускается пользующаяся спросом продукция, в странах ближнего зарубежья создаются совместные предприятия, где собираются автомобили марки ГАЗ.
В странах с развитой рыночной экономикой картина обратная. Менеджерам (особенно высшего уровня) заработная плата может быть назначена в 10-30 раз больше по сравнению с рабочими. Примером может служить система оплаты труда на немецкой фирме «Гумбольд».
Считается, что менеджеры (прежде всего высшего уровня) несут персональную ответственность за разработку стратегии фирмы на рынках, результаты производственной и финансово-экономической деятельности фирмы и т. п.
Вопросы:
1. Какую модель оплаты труда (социалистическую или капиталистическую) вы разделяете? Объясните свой выбор.
2. Согласны ли вы с тем, что менеджер в силу выполняемых им функций организатора и управляющего, должен получать заработную плату больше, чем его подчинённые?
3. Следует ли в России постепенно отказываться от «социалистического» принципа оплаты труда?
4. Предложите варианты решения этой важной проблемы.
2. Виктор Третьяков отличный работник. За несколько месяцев он сделал работу, для выполнения которой любому другому сотруднику потребовалось бы не меньше года. Иногда он засиживался за компьютером до 3 - 4 часов утра, но Виктору нравилось находить красивые решения очень сложных задач. Руководители и коллеги привыкли, что его больше интересует сама работа, а не материальное вознаграждение за нее. И вот проект блестяще завершен. Виктора поблагодарили. Все коллеги научились работать с его новой системой, и она принесла неплохие доходы компании. А затем наступили будни. Простые ежедневные задания. И вдруг Виктор обнаружил, что его зарплата значительно ниже, чем у тех коллег, чей вклад в результаты деятельности компании невелик. Виктор решил обсудить сложившуюся ситуацию с двумя учредителями предприятия, один из которых является президентом компании, а другой — исполнительным директором. Встречу назначили заранее.
Вопросы:
1. Перечислите основные этапы переговорного процесса.
2. Какие умения и навыки необходимы руководителю для эффективного проведения переговоров?
3. Перечислите факторы, определяющие результаты переговоров.
4. Представьте себя на месте Виктора Третьякова и подготовьтесь к переговорам. Определите, чего Вы хотите достигнуть? Определите наилучшие пути достижения цели, способы и приемы ведения переговоров (цель, аргументы, приемлемые области соглашения и т. д.).