Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. безнаказанность.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. несовершеннолетний;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. понятие, абстрактное понятие, общее понятие, единичное понятие;
3.2. криминология, юридическая наука, наука.
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
4.1. окружность.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведите анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция правильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Понятия делятся на общие, единичные, положительные и отрицательные.
5.2. Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Судьи несменяемы.
6.2. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Адвокат может просить удовлетворить иск полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.
7.2. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозаключение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна.
8.2. Статья 307 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свидетель N. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.
8.3. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин N. может быть представителем сторон на суде. Следовательно, …
8.4. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам, следовательно, …
8.5. Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеется только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеется только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь.