Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Типичные ситуации нарушения закона непротиворечия

ГлавнаяМатематикаЛогика
ДисциплинаЛогика
ВУЗМГА
Номер варианта3

Содержание

1. Назовите типичные ситуации нарушения закона непротиворечия. Приведите примеры к каждой ситуации.
Вторым по значимости для научного текста законом логики является закон противоречия, который чаще называют еще законом непротиворечия. С его помощью обычно подчеркивают истинность отображения содержания предмета описания.
Логический закон непротиворечия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными. 
Одно и то же высказывание в принципе не может одновременно соответствовать и не соответствовать реальному положению вещей, в данном случае произойдёт нарушение закона непротиворечия.
В предметах объективного мира невозможно одновременное присутствие и отсутствие какого-либо свойства или отношения (например, невозможно в один и тот же момент делать какую-то работу и ничего не делать). Одновременное утверждение о каком-нибудь предмете, действии, признаке предмета и т. д. и отрицание этого утверждения есть формально-логическое противоречие. Идея, выражаемая законом непротиворечия, проста: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Пусть х обозначает непроизвольное высказывание, не-х – отрицание этого высказывания. Тогда закон можно представить так: « неверно, что х и не-х ». Неверно, например, что Солнце – звезда и Солнце не является звездой, что человек – разумное существо и вместе с тем не является разумным, таких примеров можно привести множество.
2. Почему несуразны следующие высказывания?
а) Образ Катерины принадлежит к лучшим образцам  женщины.
б) Из-за рассеянности шахматист не раз на турнире терял очки.
3. Суд разбирал дело Ивана, Кости, Фёдора и Алексея. Один из них угнал машину . Во время суда каждый  сделал по три заявления:
Иван:           Я не делал этого.   Это сделал Костя.
Фёдор не делал этого.
Костя:          Я не делал этого.    Это сделал Иван. 
Фёдор не делал этого.
Фёдор:         Я не делал этого. Костя не делал этого.
Алексей сделал это.
Алексей:     Я не делал этого. Это сделал Костя.
Фёдор не делал этого.
Суд установил, что каждый из подсудимых один раз сказал правду.  Кто угнал машину?
4.  Найдите основания для логической связи следующих предложений:
"В доме перегорели пробки. ... Красную розу прибило  к берегу".
Дом находиться на берегу. В доме выбило все пробки. Вечереет. В доме темно. Люди вышли на улицу. Прогуливаясь по берегу заметили розу, которую прибило к берегу. А розу может случайно уронил кто то , кто стоял на берегу недалеко.
5. Укажите отношения, в которых следующее высказывание истинно, и отношения, в которых оно ложно:                                                                         
"Спорить гораздо легче, чем понимать" (Г. Флобер).
6. Проверьте, правильно ли дана логическая  характеристика понятиям:
а) Неосторожность - общее, отрицательное.
б) Биология - общее, положительное.
в) Клевета - общее, отрицательное.
г)  Симфония Бетховена - единичное, положительное..
7. Проверьте, правильно ли определены виды отношений  между понятиями:
а) Сравнимые понятия, несовместимые понятия - противоречие.
б) Форма мысли, содержание мысли - несогласие.
в) Линия, прямая - подчинение.
г)  Прямой круговой цилиндр, эллиптический цилиндр - соподчинение.
8. Что такое актуальные определения? Приведите примеры.
9. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логические ошибки):
а) Юрисконсульт - должностное лицо предприятия, обеспечивающее соблюдение законности в его  деятельности.
б) Аристотель - величайший мыслитель древности.
в) Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.
г)  Учение - мать умения.
10. 	Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):
а) Берегите растения: деревья, кусты, цветы, газоны. Они наши друзья!
б) Учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих, а также отличников.
в) Понятия, суждения и умозаключения относятся к формам мышления.
г) Метеориты бывают железные, каменные и смешанные.
11.  Произведите обобщение  следующих понятий:
Функция государства. Логика. Многогранник. Юрист. Консенсус. Правонарушение. Культура.
12. Четыре друга - Пётр, Фёдор, Юрий и Константин пошли с женами на дискотеку. Сначала каждый танцевал со своей женой, но потом пары перемешались. Таня танцевала с Петром,  Аня с мужем Ольги, Зоя с мужем Ани, Федя с женой Юры, а  Юра с женой Петра. 
Кто на ком женат?
13. Дано суждение: “Некоторые юристы не имеют высшего образования”.  Ответьте на вопросы:
а) Каково по качеству и количеству это суждение  (запишите формулу)?    
б) Какова распределенность  (авторская и читательская) терминов  в этом суждении?
в) Каковы логическая и фактическая модальности этого суждения?
14. Установите вид  (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих  суждений и составьте их формулы:
а) Стоит заговорить о деле - у ленивого голова заболит.
б) Участвовать в борьбе - значит стать либо по эту сторону баррикад, либо по ту.
15.   Правильно ли установлены качество и количество, распределённость терминов и модальность следующих суждений:
а) В этой деревне огни не погашены. -  Частноотрицательное, субъект  и предикат   распределены, суждение о действительности, вероятное.
б) Обвиняемый может быть оправдан. Общеутвердительное, субъект и предикат не распределены, суждение о возможности, достоверное.
16.  Составьте суждение по формуле:  ( А  &  В )   С .   
 Определите, при каких значениях  А,  В  и  С  оно будет истинным?
17. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построен силлогизм:
Все преступления осуждаются гражданским обществом.
Данное деяние не является  преступлением.  Значит, оно не осуждается гражданским обществом.
18. Установите вид энтимемы, проверьте её  правильность: Этот предмет тонет в воде, значит, он металлический.
19. На основе данных понятий постройте правильный силлогизм: Культура, нация, афганцы.
20. Найдите средний термин  для следующих понятий: Деяние - вред.
21. На основе данных понятий постройте правильный полисиллогизм:
Наказание, преступление против собственности, присвоение найденного, Сидоров.   
22. 	В чем суть логической ошибки “средний термин не распределён в обеих посылках”?  Приведите пример.
23. 	В одном странном городе одни жители говорили только правду, а другие лгали. Как-то встретились пять жителей  этого города и между ними произошел такой разговор:
Алексей: “По крайней мере один из нас лжец”.
Борис: “Нет, по крайней мере двое из нас лжецы”.
Виктор: “Трое из нас лжецы”.
Геннадий: “Нет, четверо из нас лжецы”.
Дмитрий: “Среди нас нет лжецов”.
Кто из них говорит правду, а кто лжет?
24. Постройте классификацию силлогизмов. Дайте определение каждому виду.
25. Установите вид, модус, запишите в символической  форме, проверьте, правильно ли построены следующие умозаключения: 
а) Если человек признает, что общественное бытие  определяет общественное сознание, то он - материалист. Этот человек - не  материалист. Значит, он не признает  первичности бытия.
б) Эта мысль является понятием, суждением или умозаключением. Она - не понятие, не умозаключение. 
Следовательно, эта мысль является суждением. 
26. 	Восстановите недостающие части в следующей энтимеме  и проверьте её правильность:
Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать.
27.  Определите какой метод научной индукции применяется в рассуждении:
Исследуя условные рефлексы, И. П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга  собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга - центр образования  зрительного рефлекса.
28. 	Найдите тезис и аргументы, укажите способ  аргументации и проверьте, соблюдены ли её правила, составьте схему аргументации:
Опровергая софистов, Аристотель, заметил: “Кто объявляет всё истинным тем самым делает истинным и  утверждение, противоположное его собственному”.  
29. 	К данному тезису подберите достаточное количество аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов:
Россия 19 века дала миру многих выдающихся юристов.
30.  Подберите равнозначный тезис к следующему:
Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков).
31. 	Произведите обращение следующих суждений:
а) Часть приговоров суда являются обвинительными.
б) Ничто великое не легко.    
32.  Превратите следующие суждения:
а) Все люди способны к логическому мышлению.
б) Некоторые крупные поэты были и крупными прозаиками.
33.  Состоятельно ли следующее доказательство?  
Установите его вид: 
Коперник, как и Аристотель, утверждал, что небесные тела движутся по кругу, потому что круговое движение  есть наиболее совершенное движение в природе. Поскольку же небесные тела относятся к совершенному миру, им, естественно, присуща  наиболее совершенная форма движения.
34. Правильно ли поставлены следующие вопросы? 
Установите их вид:
а) Занимались ли вы когда-нибудь общественной работой?
б) Существуют ли неразрешимые проблемы?     
35. Подберите понятия, отношения между которыми 
соответствуют схеме:  А В С.