Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Понятие речевого воздействия

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗВГУЭС

Содержание

1. Определите, вербальными, невербальными или и теми и другими средствами речи одновременно пользуются участники диалога:
- Придёшь завтра?
- Приду!
– Придёшь завтра?
Кивнул.
– Как дела?
- Во! (показал большой палец)
 
2. Прочитайте тексты.
А) Папа, я считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11 лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра.
б) Мама, надо сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она согласилась Давай, а? И папа, я думаю, не будет против. 
в) Слушай, Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке. Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо, милая?
г) Ленка, сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
Определите доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли элементы других способов? Какие?

3. Прочитайте диалоги и определите, какие цели общения достигнуты. Можно ли назвать общение эффективным?
А) – Ром, срочно к завтрашнему дню надо выпустить стенгазету, посвящённую празднику.
- Вот ещё, почему как газету рисовать, так сразу Рома? Да и не могу, я на футбол сегодня собрался…
- Какой футбол…Ты как хочешь, а газета должна висеть завтра в учительской, иначе сам знаешь
- А что ты мне можешь сделать…Не буду я рисовать.
- Я-то может и ничего, а вот Ольга Александровна…
- А мне она ничего про газету не говорила.
- А мне говорила…
Вот и делай её сам, а я на футбол пойду. Пока.
Б) Дочь смотрит телевизор, входит мама:
- Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет…
- Ну вот…вечно так, как по телевизору моя любимая передача, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой гулять…и всё надо…надо…
- Конечно, надо ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим…Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы полежала, посмотрела телевизор. Я эту передачу тоже люблю.
- Мама, а давай её досмотрим вместе, а потом я быстренько в магазин сбегаю и помогу приготовить тебе ужин! Как тебе моё предложение.
- Принимается. 
В) (Мальчик кричит из окна другу в доме напротив)
- Серёга! Серёга!
- А?
- Что задано по ботанике?
- А? что? Не слышу? Громче!
- Что, спрашиваю, по ботанике задано?
- А? что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Шестой параграф, пятьдесят шестое задание.
- Шестьдесят шестое?
- Нет, пятьдесят шестое!
- Понял, шестьдесят шестое.