Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Оратор, требования к личности

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗМГУ

Содержание

1. Вопрос для письменного ответа: Оратор, требования к личности.

2. Проверка знания языковых норм и их кодификации:
А. В приведённых ниже словах проставьте ударение:
аккредитовать, афера, браковщик, вербовщик, двухцилиндровый, нажито (краткое причастие от гл. «нажить»), позвонишь, ломоть, одновременный, намерение.
Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [чн], во второй – слова, где буквосочетание ЧН произносится как [шн]:
конеЧНо (= «да»), кориЧНевый, молоЧНик, ниЧТо, пасеЧНик, переЧНая (мята), поЧТа, сливоЧНый, сроЧНо, яиЧНица.
В. Исправьте ошибки, связанные с такими языковыми явлениями, как полисемия (многозначность) и омонимия.
1) После повторного анализа были получены отличные результаты. 2) Инженер обошёл свой участок и направился в главное управление. 3) Студент прослушал все лекции по этому предмету. 4) Студента просмотрели в течение семестра, и теперь он не сдаёт экзамены.
Г. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. 
1) Публика сканировала: «Браво, браво, Хворостовский!» 2) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры. 3) Присутствующие пристально слушали выступление оратора. 4) Темпы ремонта осложняются многими причинами. 5) В Петропавловской крепости захоронены остатки царской семьи.
Д. Устраните в приведённых ниже предложениях ошибки в употреблении служебных частей речи. 
1) В новом сезоне будет выходить ток-шоу, ориентированное для молодёжи. 2) Монтажников перебрасывают из одного объекта на другой. 3) Кусты смородины посажены в расстоянии 0,9 м друг от друга. 4) Это были не только годы ученичества, а также период, когда я сформировался как личность.
Е. Исправьте ошибки, связанные с неправильным порядком слов. 
1) Успехов больших добились благодаря упорному труду механизаторы хозяйства «Петровское». 2) Надо больше привлекать к производству рационализаторов и изобретателей. 3) Нельзя сказать, что здесь около скотных дворов много лежит удобрений. 4) Преподаватель предлагает новые слова записать с переводом в словарные тетради.

3. Приведите (составьте) фрагмент текста, относящегося к указанному ниже стилю или подстилю литературного языка. На основе лексико-грамматического анализа языковых средств, использованных в данном тексте, его оформления, попытайтесь доказать, что текст относится именно к указанному стилю (подстилю): Собственно-научный подстиль.

4. Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–4. В ответах укажите цифру вопроса и букву(ы), соответствующую(ие), по Вашему мнению, верному (например, 1А; 2 Б, Г и т.д.).
(1) Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва всего накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается... (2) Какие бы ни были на самом деле глаза у Лизы, они лишь тогда представали в своей водно-алмазной сущности, если вы вызывали их в памяти. (3) И тогда этот плоский, невидимый, влажный аквамариновый блеск становился вдруг пристальным и трепещущим, точно капельки солнца и моря попали вам между ресницами. (4) В жизни глаза ее были прозрачные и светло-синие, оттенённые чернотою ресниц, с белками, розовевшими в уголках, и они удлинялись к вискам, где от них по-кошачьему хищно, веерами расходились морщинки.
(по В. Набокову)

1. Укажите, в каком предложении «качества» любимых глаз, описанных автором, позволяют им воздействовать не напрямую?
А) в 1-м.	
Б) во 2-.м	
В) в 3-м.	
Г) в 4-м.

2. Каков тип речи этого текста?
А) рассуждение.	
Б) описание с элементами рассуждения.	
В) повествование с элементами описания. 	
Г) повествование. 

3. В каком предложении текста все слова употреблены в их прямом значении?
А) в 1-м.
Б) во 2-м.	
В) в 3-м.	
Г) таких предложений в тексте нет.

4. Какие средства языковой выразительности НЕ используются в данном тексте?
А) метафора.
Б) олицетворение. 	
В) однородные члены.	
Г) сравнение.