Суждение в канонической форме
Главная → Математика → Логика
Дисциплина | Логика |
ВУЗ | МГУ |
Содержание
I. Указать понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями: окно, очки, стена. II. Указать понятия, находящиеся в отношении подчинения со следующими понятиями: дом, наука, калькулятор. III. Указать понятия, для которых приведённые пары понятий находятся в отношении соподчинения: студент – школьник, пенсионер – инвалид, человек – рыба. IV. Изобразить отношения между следующими понятиями с помощью кругов Эйлера: столица (А), город Северного полушария (В), приморский город (С), европейский город (Д); летательный аппарат (А), вертолёт (В), пропеллер (С); отец (А), сын (В), дед (С), мужчина (Д). V. Обобщить понятия: стакан, колесо, книга. VI Ограничить понятия: компьютер, стол, телега. VII Произвести деление следующих понятий, указав основание деления: государство, граница, лампочка. VIII Дать определение через род и видовое отличие следующим понятиям: книга, город, закон. IX Определить субъект, предикат, связку и квантор, привести суждение к канонической форме: 1. Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики. 2. Компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений. 3. Судебные реформы 1864 г. преобразовали всю систему правосудия в России. 4. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было. 5. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору. X Установить логическую структуру следующих высказываний и выразить её в символической форме. 1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу. 2. Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы. 3. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. 4. Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права. XI. Построить таблицы истинности для следующих выражений. XII. Осуществить превращение, обращение, противопоставление предикату следующих суждений: 1. Поэт в России – больше, чем поэт. 2. Законность – неотъемлемая часть демократии. 3. Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого. 4. Комната матери и ребенка есть при каждом железнодорожном вокзале Москвы. 5. Не существует абсолютной повторяемости явлений. XIII. Сделать вывод из следующих посылок по правилам простого категорического силлогизма (если вывод сделать нельзя, указать причину): 1. Ни один кошмар не приятен. Неприятные ощущения не очень желательны. 2. Предусмотрительные путешественники имеют при себе деньги на мелкие расходы. Предусмотрительные путешественники не теряют свой багаж. 3. Все осы не дружественны. Ни один щенок не враждебен. 4. Он заходил сюда вчера. Он не принадлежит к числу моих друзей. 5. Ни одно четвероногое не может свистеть. Некоторые кошки — четвероногие. XIV. Сделать на основе двух посылок вывод, если это возможно, по правилам разделительно-категорического силлогизма: 1. Это лекарство или полезно, или вредно, или безразлично. Оно полезно. 2. Это действие или похвально, или постыдно, или нравственно, или безразлично. Оно не похвально и не постыдно. 3. Путь кометы или эллипс, или парабола, или гипербола. Путь данной кометы не может быть ни параболой, ни гиперболой. 4. Всякое действие или дозволено, или запрещено. Данное действие не дозволено. 5. Линии бывают или прямые, или кривые, или ломаные. Данная линия не кривая и не ломаная. XV. Сделать вывод на основе посылок условно-разделительного силлогизма: 1. Если бы он был умён, то он увидел бы свою ошибку. Если бы он был искренним, то он признался бы в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признаётся в ней. 2. Если человек скуп, то он копит деньги. Если человек бережлив, то он тратит умеренно. Этот человек не копит и не тратит умеренно. 3. В некоторых случаях причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости признаются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. В данном случае преступность деяния не исключена. XVI. Произвести деление понятия «радиоприёмник», указав члены деления и основание деления. XVII. В суждении определить субъект, предикат и связку, а также привести его к канонической форме. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. XVIII. Выделить в сложном суждении простые исходные суждения и привести сложное суждение к символической форме. Познанья путь и долог и тяжел. IX. Построить таблицу истинности для сложного суждения, представленного в символической форме.
Правовое регулирование раздела имущества супругов по российскому законодательству
Изучение влияния взаимоотношения педагога с детьми на развитие внимания детей с нарушениями речи
Бизнес и предпринимательство в России.
Взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности
Взгляд героя и взгляд повествователя в рассказе Чехова «Учитель словесности»
Изучение влияния взаимоотношения педагога с детьми на развитие внимания детей с нарушениями речи
Бизнес и предпринимательство в России.
Взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности
Взгляд героя и взгляд повествователя в рассказе Чехова «Учитель словесности»