Вопросы и ответы
Новые категории водительских прав
Новости образованияsemestr от 02 августа 2014 года, 11:35
Новые правила получения водительских прав
С 11 августа 2014 года вступит в силу новые правила для получения автомобильных прав. Документ дает примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств, которые утверждаются приказом министра образования.
Документ настолько важный, что без него до сих пор не мог заработать в полную силу закон о безопасности дорожного движения. В частности, были введены новые категории и подкатегории. Так, например, появилась категория "М", которая дает право на управление мопедами и скутерами. До сих пор водить эту технику можно было без прав. Любая открытая категория дает право на управление мопедом. Получить же саму категорию "М" можно с 16 лет. До сих пор за руль мопеда можно было садиться с 14 лет.
В чем их отличие от тех, которые были до сих пор?
Во-первых, в них прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы. То есть, требования к учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке. Причем согласно правилам лицензирования, которые вступили в силу 17 ноября 2013 года, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. И площадка там прописана не просто так, а установлен ее минимальный размер - не менее 0,24 га. Также впервые в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей. Не может автошкола, имея в наличии один учебный автомобиль, обучить за год две тысячи курсантов.
Все эти требования появились только потому, что расплодилось большое количество автошкол с приставкой "якобы". О подготовке водителей речь в них не шла. Там просто продавали корочки об окончании автошколы. А так как до 5 ноября еще была возможность сдавать экзамен в ГИБДД экстерном - это было золотой жилой для недобросовестных автошкол.
Одно лишь требование о наличие площадки довольно сильно сократит количество желающих обогатиться на подготовке водителей. Ведь в площадку нужно вкладывать средства. А до недавнего времени, чтобы получить лицензию, достаточно было представить документы. Никто не проверял, есть ли автомобили, есть ли площадка, есть ли классы. Поэтому и можно было за бесценок распродавать корочки о прохождении обучения.
Но конечно более жестко по недобросовестным предпринимателям ударит расчет количества возможных учеников. Так что с момента вступления в силу этих программ можно надеяться, что автошколы будут выпускать на дороги не полуфабрикат, а действительно водителей.
Сами программы построены модулями. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это, пожалуй, самый объемный блок - 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге. Также уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям - пешеходам, детям, велосипедистам. Если человек уже имеет права, то для того, чтобы открыть следующую категорию ему не надо изучать базовый модуль. Достаточно пройти обучение по спецификации для нужной категории.
Поэтому, если первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось. До сих пор на обучение по категории "В" отводилось 156 часов. Из которых 106 - теория, и 50 - практика. Теперь - 190 часов. Из них 130 - теория, 56 - практика и 4 - экзамен. Причем, если теория считается академическими часами, то практика - астрономическими.
Впервые в программы обучения включена обязательная проверка полученных знаний, то есть внутренний экзамен.
Однако, открыв впервые категорию "В", на получение категории "С" не потребуется тратить столько времени. Ведь базовый модуль уже изучен, значит, минус 84 часа.
Кстати, для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа. Из которых 100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа - экзамен.
Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механикой не сядет никогда. Сдав экзамен, эти люди получат в правах отметку "АТ", что означает, что они могут управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. Правда, время на обучение это не сильно сократит. Всего лишь на два часа.
Один из важных вопросов, как быть тем, кто уже сейчас обучается по старым программам? Никак. Доучиваться по ним же. Но ученики, которые придут в автошколы после вступления в силу приказа министерства образования, должны уже будут обучаться по новым программам.
По окончании обучения выпускникам автошкол теперь будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.
Теперь об экзаменах. Уже давно в правительстве на рассмотрении находится постановление о допуске к управлению транспортными средствами. После того, как оно будет подписано, ГИБДД сможет засчитывать внутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного экзамена. Но это для автошкол с автоматизированными автодромами. Для автошкол, у которых нет автоматизированных автодромов, предусмотрен другой порядок поощрений. Сотрудники ГИБДД будут приезжать к ним принимать экзамен. Понятно, что курсанту легче сдавать экзамен на привычной площадке и в знакомых стенах. Однако если процент сдачи у такой автошколы будет низким (ниже 80 процентов), то инспекторы перестанут в нее приезжать. И ее курсанты будут сдавать экзамен в ГАИ на общих основаниях.
Для приема экзаменов необходим еще и административный регламент. Как утверждают в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения, он практически готов. Программы подготовки водителей приняты, осталось дождаться подписания постановления правительства о допуске к управлению транспортными средствами и тогда уже будет принят и регламент. Предположительно обучение по новым программам займет три месяца. Так что у ГИБДД есть еще запас времени для утверждения этого документа. Но запас крайне ограниченный.
semestr от 05 мая 2014 года, 14:10
Министерство экономического развития дало положительное заключение об оценке регулирующего развития на приказ министерства образования и науки, утверждающий программы подготовки водителей. Так что остается теперь дождаться, когда этот документ будет зарегистрирован в министерстве юстиции и официально опубликован. После этого автошколы смогут получить лицензии на обучение водителей по новым категориям и подкатегориям. А после этого через три месяца в ГИБДД уже придут, подготовленные в соответствии с новыми требованиями, молодые водители, чтобы сдать экзамен на водительское удостоверение. Сначала человек получает в автошколе профессию водитель, а только потом уже идет сдавать экзамен.
Такой порядок появился благодаря вступившим в силу с 1 сентября прошлого года поправкам в закон об образовании. А вступившие в силу с 5 ноября прошлого года поправки в закон о безопасности дорожного движения ввели новые категории, а также подкатегории прав. В частности, появилась категория "М" дающая право управлять мопедом с 16 лет. Появилась также подкатегория "А1", в которую входят легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Эту подкатегорию также можно получить с 16 лет. В то время, как полноценную "А" только с 18. "В1" позволит управлять квадрициклами и трициклами. "С1" - разрешает водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны. "D1" - даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. Также появились и такие подкатегории, как "С1Е" (управление грузовиком категории "С1" с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг), и "D1Е" (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).
Поправки в закон дали также возможность обучиться и сдать экзамен на автомобиле с коробкой "автомат". Правда, при этом сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией можно будет только после дообучения и соответствующего экзамена.
Однако воспользоваться всеми этими благами до сих пор было нельзя. Не было соответствующих программ, по которым должны обучать водителей. И хотя эти программы минобрнауки разработало еще в прошлом году и направило в минюст на регистрацию, последний завернул их на том основании, что не было проведено оценки регулирующего воздействия. Вот тут и появилось минэкономразвития, которое еще несколько месяцев это воздействие пыталось оценить. Само по себе это заключение - довольно интересный документ.
Как справедливо отмечают его авторы, новые программы предполагают увеличение количества часов обучения. Например, по категории "В" для теории отводится уже не 106, а 138 часов. А для вождения - не 50, а 56 часов. Добавляются предметы сугубо профессиональные. Например, для "М" - крепление груза. Для "В" - основы работы такси. Это связано с тем, что по окончании автошколы ученик получает именно профессию. А значит, может и работать водителем.
Также программами вводятся требования к учебно-материальной базе автошкол. В частности, асфальтирование или цементирование площадки, установка ограждения по ее периметру, установка освещения. В документе до его прочтения минэкономразвития были еще требования по оборудованию площадки светофором и пешеходным переходом. А ее размер должен был обеспечивать выполнение всех упражнений, в том числе и буксировку, то есть маневрирование состава транспортных средств длиной 13 и более метров. После заседания согласительной комиссии эти требования были убраны. То есть особо гигантских площадок автошколам иметь не придется. Непонятно только, чем минэкономразвития помешал светофор? Ведь на самом деле он позволяет связать друг с другом все элементы площадки, и, тем самым, увеличить пропускную способность. Впрочем, отказ от него как от обязательного оборудования - это не запрет на его установку.
Кроме этих минимальных правок, минэкономразвития других недостатков в документе не выявило. Так что осталось дождаться, когда его зарегистрирует минюст.
Однако, как отмечает минэкономразвития, в связи с тем что программы необходимы для лицензирования, то приказ должен вступать в силу без отсрочек. Поэтому у автошкол, у которых еще нет соответствующих площадок, не будет времени на подготовку. В результате маленьким школам или придется уйти с рынка, или воспользоваться услугами тех, у которых такие площадки есть. По мнению минэкономразвития, это ставит автошколы в неравные условия.
Однако ни в ГИБДД, ни в некоторых ассоциациях автошкол беды в этом не видят. ГИБДД, можно сказать, будет знать своих клиентов в лицо. А в ассоциациях считают, что это позволит сделать бизнес по подготовке водителей более прозрачным. Торговать свидетельствами об окончании обучения станет гораздо сложнее. Так что требования к площадкам - это своеобразная гарантия качества обучения.
После того как программы вступят в силу, у ГИБДД будет три месяца на подготовку постановления правительства, устанавливающего правила приема экзамена и на подготовку регламента по приему экзамена. Постановление практически готово, прошло все согласования, в том числе и с минэкономразвития. Так что его своевременное подписание не за горами. А вот регламент, хоть и тоже практически готов, но пока еще не выносился ни на какие общественные процедуры. Если его обсуждение затянется на столько же, на сколько и работа с программами, то принимать экзамены ГАИ будет по старым методикам.
Источник
Такой порядок появился благодаря вступившим в силу с 1 сентября прошлого года поправкам в закон об образовании. А вступившие в силу с 5 ноября прошлого года поправки в закон о безопасности дорожного движения ввели новые категории, а также подкатегории прав. В частности, появилась категория "М" дающая право управлять мопедом с 16 лет. Появилась также подкатегория "А1", в которую входят легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Эту подкатегорию также можно получить с 16 лет. В то время, как полноценную "А" только с 18. "В1" позволит управлять квадрициклами и трициклами. "С1" - разрешает водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны. "D1" - даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. Также появились и такие подкатегории, как "С1Е" (управление грузовиком категории "С1" с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг), и "D1Е" (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).
Поправки в закон дали также возможность обучиться и сдать экзамен на автомобиле с коробкой "автомат". Правда, при этом сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией можно будет только после дообучения и соответствующего экзамена.
Однако воспользоваться всеми этими благами до сих пор было нельзя. Не было соответствующих программ, по которым должны обучать водителей. И хотя эти программы минобрнауки разработало еще в прошлом году и направило в минюст на регистрацию, последний завернул их на том основании, что не было проведено оценки регулирующего воздействия. Вот тут и появилось минэкономразвития, которое еще несколько месяцев это воздействие пыталось оценить. Само по себе это заключение - довольно интересный документ.
Как справедливо отмечают его авторы, новые программы предполагают увеличение количества часов обучения. Например, по категории "В" для теории отводится уже не 106, а 138 часов. А для вождения - не 50, а 56 часов. Добавляются предметы сугубо профессиональные. Например, для "М" - крепление груза. Для "В" - основы работы такси. Это связано с тем, что по окончании автошколы ученик получает именно профессию. А значит, может и работать водителем.
Также программами вводятся требования к учебно-материальной базе автошкол. В частности, асфальтирование или цементирование площадки, установка ограждения по ее периметру, установка освещения. В документе до его прочтения минэкономразвития были еще требования по оборудованию площадки светофором и пешеходным переходом. А ее размер должен был обеспечивать выполнение всех упражнений, в том числе и буксировку, то есть маневрирование состава транспортных средств длиной 13 и более метров. После заседания согласительной комиссии эти требования были убраны. То есть особо гигантских площадок автошколам иметь не придется. Непонятно только, чем минэкономразвития помешал светофор? Ведь на самом деле он позволяет связать друг с другом все элементы площадки, и, тем самым, увеличить пропускную способность. Впрочем, отказ от него как от обязательного оборудования - это не запрет на его установку.
Кроме этих минимальных правок, минэкономразвития других недостатков в документе не выявило. Так что осталось дождаться, когда его зарегистрирует минюст.
Однако, как отмечает минэкономразвития, в связи с тем что программы необходимы для лицензирования, то приказ должен вступать в силу без отсрочек. Поэтому у автошкол, у которых еще нет соответствующих площадок, не будет времени на подготовку. В результате маленьким школам или придется уйти с рынка, или воспользоваться услугами тех, у которых такие площадки есть. По мнению минэкономразвития, это ставит автошколы в неравные условия.
Однако ни в ГИБДД, ни в некоторых ассоциациях автошкол беды в этом не видят. ГИБДД, можно сказать, будет знать своих клиентов в лицо. А в ассоциациях считают, что это позволит сделать бизнес по подготовке водителей более прозрачным. Торговать свидетельствами об окончании обучения станет гораздо сложнее. Так что требования к площадкам - это своеобразная гарантия качества обучения.
После того как программы вступят в силу, у ГИБДД будет три месяца на подготовку постановления правительства, устанавливающего правила приема экзамена и на подготовку регламента по приему экзамена. Постановление практически готово, прошло все согласования, в том числе и с минэкономразвития. Так что его своевременное подписание не за горами. А вот регламент, хоть и тоже практически готов, но пока еще не выносился ни на какие общественные процедуры. Если его обсуждение затянется на столько же, на сколько и работа с программами, то принимать экзамены ГАИ будет по старым методикам.
Источник