Вопросы и ответы
Какие профессии будут востребованы в Москве в ближайшие 10 лет
Студентамsemestr от 26 февраля 2014 года, 18:14
Специалист в области альтернативной энергетики, медицинский робототехник, конструктор виртуальных систем и сред, техник геопространственной информации, специалист по телекоммуникационному инженерингу - такие профессии будут востребованы в Москве в ближайшие 10 лет, следует из предоставленного "РГ" глобального исследования рынка труда столицы с прогнозом на будущее.
Исследование было подготовлено столичным департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства и, по словам его главы Алексея Комиссарова, это первый подобный анализ со времен СССР. "Главный акцент сделан на рынке труда промышленных рабочих, - пояснил "РГ" Комиссаров. - Ведь сейчас ежегодно профессиональные учебные заведения выпускают около 7 тысяч молодых специалистов. Но в то же время предприятия привлекают иногородних и иностранных рабочих. В чем причина: дешевизна труда мигрантов? А может быть, программы обучения не адаптированы к рынку труда? С помощью ученых и коллег из других департаментов мы и разбираемся в причинах дисбаланса".
По подсчетам исследователей, в ближайшие пять лет Москве потребуется ежегодно 14-15 тысяч новых рабочих , из них порядка 3-4 тысяч - на развитие производств, в том числе новых, а около 10 тысяч - на замену выбывающим кадрам. Однако новички, помимо базовых навыков, должны владеть современными технологиями. Исследователи, например, сходятся во мнении, что вряд ли в ближайшее десятилетие исчезнет потребность в хороших токарях и слесарях (сейчас эти профессии возглавляют ТОП-10 самых востребованных в Москве), но они должны будут не только обладать "золотыми руками", но и знать основы компьютерных технологий. Ведь уже сейчас промышленные станки оснащены сложными системами. По словам Алексея Комиссарова, структурная перестройка в промышленности города уже идет: снижается доля производств, основанных на традиционных технологиях в пользу отраслей, активно использующих инновации.
Напомним, что этого удается достичь благодаря тому, что в последние годы в городе реализуется комплексная программа поддержки промышленности, начиная от снижения административных барьеров, сдерживания роста тарифов для промышленных потребителей и заканчивая конкретной финансовой поддержкой предприятий, организацией технополисов, технопарков и индустриальных парков, таких, как "Москва" и "Слава". Именно в них уже разрабатываются приборы, способные вырабатывать альтернативные источники энергии, конструируются трехмерные системы и среды, позволяющие моделировать необходимые ситуации. Все эти технологии будущего через несколько лет наверняка прочно войдут в нашу жизнь. И также, как сегодня в столичных клиниках операции проводят хирурги-роботы, завтра оборонке, авиа- и судостроению не обойтись без конструкторов виртуальных систем и сред и техников геопространственной информации.
Пока же самый главный вопрос: кто будет готовить токарей-компьютерщиков? "Старая база профподготовки разрушена, - рассуждает заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. - Но все, что ни делается, как говорится, к лучшему. Напильники, которыми учили работать в наших ПТУ, - пережиток прошлого. Сейчас и государство, и бизнес прекрасно понимают, что только совместными усилиями можно создать принципиально новую базу подготовки рабочих кадров. В Москве на корпоративных началах уже создаются ученые центры с современным оборудованием, где готовят кадры для обслуживания авиационной, космической промышленности".
А еще важно сблизить обучение и производство. "Практика показывает, что в России назрела потребность в системе, при которой учащиеся колледжей часть обучения проходят непосредственно на производстве", - говорит Комиссаров. Но для этого важно заинтересовать бизнес. "Понимая перспективы этого направления, мы с декабря 2013 года софинансируем затраты предприятий на обучение работников в колледжах", - рассказывает он. Речь идет о том, что предприятие может заказать обучение в колледже по нужным ему специальностям, а город компенсирует часть платы за обучение: до 75% или до 90 тысяч рублей на будущего специалиста в год. Более того, по словам Комиссарова, столичные власти готовы вовлекать предприятия в обсуждение и формирование образовательных программ колледжей. Пилотный проект сейчас реализуется с заводом "Автофрамос", который сотрудничает с профильным колледжем.Сейчас автопредприятию требуются высококвалифицированные техники по обслуживанию оборудования. Поэтому учащиеся колледжа будут глубоко изучать такие дисциплины, как "технология машиностроения", "технология эксплуатации электрооборудования и автоматики", а также популярное направление - "техобслуживание автотранспорта". Обучение будет предполагать теоретические занятия и несколько месяцев практики в школах мастерства на заводе. Кроме автозавода с колледжем активно сотрудничают такие промпредприятия, как НПП "Пульсар", НПО "Энергомаш". Работодатели участвуют в финансировании обучения своих сотрудников на базе колледжа (от повышения квалификации до получения рабочими среднего профессионального образования).
То, что востребованность в рабочих кадрах в Москве будет с годами только нарастать, подтверждают и уже существующие потребности (по данным департамента труда и занятости, в имеющихся сейчас 155 тысячах вакансий - 72,8% рабочие профессии). Только как повысить их престиж? "Надо возрождать систему начального профобразования, - считает президент Ассоциации по подбору персонала Валерий Поляков. - Помните, в советские годы в старших классах у школьников была практика на заводах. Но сейчас, конечно, делать это надо не в принудительном порядке, а так, чтобы дети заинтересовались перспективами, которые перед ними могут открыться, если они выберут специальности, где можно совмещать и физический, и умственный труд". Первые шаги по популяризации рабочих профессий столичные власти уже делают. "Мы начали такие программы, как "Заводы - детям", "День без турникетов" - и получили очень хорошие отзывы, - поясняет Алексей Комиссаров. - Дети и их родители, оказывается, не представляли, что современные предприятия могут быть привлекательны". Как рассказал на одном из последних оперативных совещаний в мэрии Комиссаров, только с августа прошлого года для детей было организовано 160 экскурсий на 18 промышленных предприятий города, в частности, на фабрику мебели "8 Марта", косметическое объединение "Свобода". Ребята также смогли посмотреть, как конструируют самолеты (в ОАО "Туполев") или как делают автомобили (завод "Автофрамос"). В этом году к проекту готовы присоединиться 30 новых участников, которые готовы принять в общей сложности до 200 экскурсий. "Мне реально жалко родителей и детей, которые отдают силы и средства на освоение профессий, востребованность которых в настоящее время на рынке труда Москвы минимальная, да и перспектив нет, - подчеркивает заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Риорита Колосова. - Взять, к примеру, нефтегазовый комплекс. Да, специалисты в области получения и переработки нефти и газа могут зарабатывать хорошие деньги. Но для этого им нужно уехать далеко-далеко от Москвы. Почему-то ни родители, ни дети этого не учитывают, когда борются за место в профильных вузах. А после их окончания у всех наступает психологический шок: мест-то в столице для нефтяников и газовщиков нет. Ну не на автозаправку же идти с дипломом!"
По мнению Колосовой, нужно как можно больше внимания уделять профориентации. "Вот выпустили сейчас коллеги из Сколково так называемый Атлас профессий, - продолжает эксперт. - Одни его ругают за надуманность, другие хвалят. Я считаю, подобные атласы нужно делать как можно чаще. В Америке подобная практика появилась лет 60 назад. А сегодня в каждой американской школе есть полка профориентации, где каждый год появляются новые справочные материалы о том, какие профессии будут востребованы в городе, в штате, в стране в ближайшем будущем". "Прогноз о том, какие специальности будут востребованы в столице, должен обновляться ежегодно, - считает и глава комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. - Размещать его можно на открытых интернет-ресурсах. Думаю, каждому школьнику и его родителям подобная информация будет полезна при принятии решения о том, какую профессию выбрать, чтобы потом не оказаться не у дел".
Исследование было подготовлено столичным департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства и, по словам его главы Алексея Комиссарова, это первый подобный анализ со времен СССР. "Главный акцент сделан на рынке труда промышленных рабочих, - пояснил "РГ" Комиссаров. - Ведь сейчас ежегодно профессиональные учебные заведения выпускают около 7 тысяч молодых специалистов. Но в то же время предприятия привлекают иногородних и иностранных рабочих. В чем причина: дешевизна труда мигрантов? А может быть, программы обучения не адаптированы к рынку труда? С помощью ученых и коллег из других департаментов мы и разбираемся в причинах дисбаланса".
По подсчетам исследователей, в ближайшие пять лет Москве потребуется ежегодно 14-15 тысяч новых рабочих , из них порядка 3-4 тысяч - на развитие производств, в том числе новых, а около 10 тысяч - на замену выбывающим кадрам. Однако новички, помимо базовых навыков, должны владеть современными технологиями. Исследователи, например, сходятся во мнении, что вряд ли в ближайшее десятилетие исчезнет потребность в хороших токарях и слесарях (сейчас эти профессии возглавляют ТОП-10 самых востребованных в Москве), но они должны будут не только обладать "золотыми руками", но и знать основы компьютерных технологий. Ведь уже сейчас промышленные станки оснащены сложными системами. По словам Алексея Комиссарова, структурная перестройка в промышленности города уже идет: снижается доля производств, основанных на традиционных технологиях в пользу отраслей, активно использующих инновации.
Напомним, что этого удается достичь благодаря тому, что в последние годы в городе реализуется комплексная программа поддержки промышленности, начиная от снижения административных барьеров, сдерживания роста тарифов для промышленных потребителей и заканчивая конкретной финансовой поддержкой предприятий, организацией технополисов, технопарков и индустриальных парков, таких, как "Москва" и "Слава". Именно в них уже разрабатываются приборы, способные вырабатывать альтернативные источники энергии, конструируются трехмерные системы и среды, позволяющие моделировать необходимые ситуации. Все эти технологии будущего через несколько лет наверняка прочно войдут в нашу жизнь. И также, как сегодня в столичных клиниках операции проводят хирурги-роботы, завтра оборонке, авиа- и судостроению не обойтись без конструкторов виртуальных систем и сред и техников геопространственной информации.
Пока же самый главный вопрос: кто будет готовить токарей-компьютерщиков? "Старая база профподготовки разрушена, - рассуждает заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. - Но все, что ни делается, как говорится, к лучшему. Напильники, которыми учили работать в наших ПТУ, - пережиток прошлого. Сейчас и государство, и бизнес прекрасно понимают, что только совместными усилиями можно создать принципиально новую базу подготовки рабочих кадров. В Москве на корпоративных началах уже создаются ученые центры с современным оборудованием, где готовят кадры для обслуживания авиационной, космической промышленности".
А еще важно сблизить обучение и производство. "Практика показывает, что в России назрела потребность в системе, при которой учащиеся колледжей часть обучения проходят непосредственно на производстве", - говорит Комиссаров. Но для этого важно заинтересовать бизнес. "Понимая перспективы этого направления, мы с декабря 2013 года софинансируем затраты предприятий на обучение работников в колледжах", - рассказывает он. Речь идет о том, что предприятие может заказать обучение в колледже по нужным ему специальностям, а город компенсирует часть платы за обучение: до 75% или до 90 тысяч рублей на будущего специалиста в год. Более того, по словам Комиссарова, столичные власти готовы вовлекать предприятия в обсуждение и формирование образовательных программ колледжей. Пилотный проект сейчас реализуется с заводом "Автофрамос", который сотрудничает с профильным колледжем.Сейчас автопредприятию требуются высококвалифицированные техники по обслуживанию оборудования. Поэтому учащиеся колледжа будут глубоко изучать такие дисциплины, как "технология машиностроения", "технология эксплуатации электрооборудования и автоматики", а также популярное направление - "техобслуживание автотранспорта". Обучение будет предполагать теоретические занятия и несколько месяцев практики в школах мастерства на заводе. Кроме автозавода с колледжем активно сотрудничают такие промпредприятия, как НПП "Пульсар", НПО "Энергомаш". Работодатели участвуют в финансировании обучения своих сотрудников на базе колледжа (от повышения квалификации до получения рабочими среднего профессионального образования).
То, что востребованность в рабочих кадрах в Москве будет с годами только нарастать, подтверждают и уже существующие потребности (по данным департамента труда и занятости, в имеющихся сейчас 155 тысячах вакансий - 72,8% рабочие профессии). Только как повысить их престиж? "Надо возрождать систему начального профобразования, - считает президент Ассоциации по подбору персонала Валерий Поляков. - Помните, в советские годы в старших классах у школьников была практика на заводах. Но сейчас, конечно, делать это надо не в принудительном порядке, а так, чтобы дети заинтересовались перспективами, которые перед ними могут открыться, если они выберут специальности, где можно совмещать и физический, и умственный труд". Первые шаги по популяризации рабочих профессий столичные власти уже делают. "Мы начали такие программы, как "Заводы - детям", "День без турникетов" - и получили очень хорошие отзывы, - поясняет Алексей Комиссаров. - Дети и их родители, оказывается, не представляли, что современные предприятия могут быть привлекательны". Как рассказал на одном из последних оперативных совещаний в мэрии Комиссаров, только с августа прошлого года для детей было организовано 160 экскурсий на 18 промышленных предприятий города, в частности, на фабрику мебели "8 Марта", косметическое объединение "Свобода". Ребята также смогли посмотреть, как конструируют самолеты (в ОАО "Туполев") или как делают автомобили (завод "Автофрамос"). В этом году к проекту готовы присоединиться 30 новых участников, которые готовы принять в общей сложности до 200 экскурсий. "Мне реально жалко родителей и детей, которые отдают силы и средства на освоение профессий, востребованность которых в настоящее время на рынке труда Москвы минимальная, да и перспектив нет, - подчеркивает заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Риорита Колосова. - Взять, к примеру, нефтегазовый комплекс. Да, специалисты в области получения и переработки нефти и газа могут зарабатывать хорошие деньги. Но для этого им нужно уехать далеко-далеко от Москвы. Почему-то ни родители, ни дети этого не учитывают, когда борются за место в профильных вузах. А после их окончания у всех наступает психологический шок: мест-то в столице для нефтяников и газовщиков нет. Ну не на автозаправку же идти с дипломом!"
По мнению Колосовой, нужно как можно больше внимания уделять профориентации. "Вот выпустили сейчас коллеги из Сколково так называемый Атлас профессий, - продолжает эксперт. - Одни его ругают за надуманность, другие хвалят. Я считаю, подобные атласы нужно делать как можно чаще. В Америке подобная практика появилась лет 60 назад. А сегодня в каждой американской школе есть полка профориентации, где каждый год появляются новые справочные материалы о том, какие профессии будут востребованы в городе, в штате, в стране в ближайшем будущем". "Прогноз о том, какие специальности будут востребованы в столице, должен обновляться ежегодно, - считает и глава комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. - Размещать его можно на открытых интернет-ресурсах. Думаю, каждому школьнику и его родителям подобная информация будет полезна при принятии решения о том, какую профессию выбрать, чтобы потом не оказаться не у дел".