Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Вопросы и ответы

Причины вторичной неграмотности

Обсуждение
semestr от 26 февраля 2014 года, 11:10

Считается, что финансовые вложения в образование на государственном уровне призваны повышать интеллектуальный потенциал общества. Это представление, как мы видим, не подтверждается на практике. На самом деле важны качество и актуальность знаний, а не их объем. Такое понятие, как классическое образование, направлено не на насыщение знаниями, а на обучение человека мыслить. Таким образом, цель подобного обучения – это формирование аппарата познания. И то, что сейчас принято заказывать курсовую работу, а не выполнять её самостоятельно, только ломает весь процесс. Лишь мыслящий человек способен легко осваивать любые требующиеся ему знания. Для тех же, кто не приучен мыслить, любые объемы информации, как и любая степень её важности, будут бесполезными. Именно потому полученные данным образом знания вскоре будут утрачены.


Этим объясняется так называемый феномен вторичной неграмотности - потеря взрослыми людьми навыка чтения. Человек вроде бы и помнит буквы, и, в принципе, может складывать из них отдельные слова, хотя и с трудом, но вот сложить целое предложение он практически не в состоянии. Доходит до того, что надписи на этикетках или объявления на дверях супермаркета или аптеки ему прочесть уже не под силу.


Как следствие, что люди из этой категории совершенно не способны к письму. Вторичная неграмотность – явление уже можно сказать массовое. Например, в США ему подвержено 15% жителей, то есть 15 процентов американцев по сути своей безграмотны. Здесь и речи уже не может идти о каком-либо дальнейшем образовании. Есть опасения, что вскоре и в нашей стране процент вторично неграмотного населения дорастет до американского. Во всяком случае студентов, которые в ВУЗе по сути только числятся, становится всё больше - платное обучение, где порой проходной балл не играет роли, потом взятки преподавателям, выполнение испытательных работ, а после и дипломная на заказ - и вот человек уже имеет "корочку" об окончании ВУЗа. Если ситуация будет так развиваться и дальше, то эта система грозит перекинуться на школы, и тогда мы можем действительно догнать и обогнать Америку, только в плохом смысле.


Следствием вторичной неграмотности часто становится функциональное расстройство речи, когда человек не в силах связно излагать мысли, его лексический запас скуднеет, речь становится примитивной. Страшно, что дети таких родителей катастрофически отстают в развитии, пускай и не имея органических поражений нервной системы или мозга. В Америке, школьников из подобных семей, а их становится всё больше, сложно научить чтению даже к 12 годам. По американским стандартам 12-ти летней давности, школьник должен научиться читать к десяти годам, однако сегодня это всё чаще становится недостижимым. Сегодняшние образовательные программы в США рассчитаны на то, чтоб обучить чтению подростков (уже не детей!) хотя бы к двенадцати годам.


Помимо классической схемы, существует также концепция утилитарного образования, которая рассчитана на обучение лишь практическим, профессионально-техническим, навыкам работы. В данном случае упор идет не на развитие творческих способностей или памяти, а на воспитание аккуратности и исполнительности, а так же навыков рутинного труда. Воспитанный подобным образом индивид обладает мозаичным сознанием. Он безволен, им можно с легкостью манипулировать, кроме того, у него полностью отсутствует абстрактное мышление.


Сегодня отечественная система образования пока не дошла до подобного упадка, но, если судить по нынешнему положению дел, она движется к нему, и не черепашьим ходом, а семимильными шагами.

Обсуждение