Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Вопросы и ответы

Экономика отчетов - основа псевдодеятельности

Экономика и управление
johnnyadops от 19 февраля 2014 года, 08:49
В годы СССР важным показателем эффективности деятельности экономики являлось выполнение планов. Актуальность выполнения таких планов и их реальная необходимость для экономики в целом была не столь важна, главным являлось соответствие цифр в отчетах. Подобная ситуация начинает складываться и в российской экономике.

В 90-е годы в период тотального дефицита финансовых средств каждая копейка должна была расходоваться эффективно. Начиная с 2010-х годов, с приходом к системе госзакупок и механизма «освоения бюджета» главным становится не эффективность использования выделенных денежных средства, а их расход.

Бюджетные организации РФ работают в основном на отчет. Не важно, на сколько эффективно были потрачены средства, главное, правильно их расход отразить на бумаге. Таким же образом, на бумаге подделываются и основные показатели деятельности организаций. В итоге, по отчетам складывается ситуация об успешно развивающейся экономике, в реальности же все выглядит иначе. Россия вплотную, на зарубежный манер, приближается к «экономике отчетов». Однако отличительными признаками российской экономики отчетов являются псевдоэффективность и псевдодеятельность.

Экономика отчетов

Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей. Главной же целью экономической псевдодеятельности является соответствие заявленным требованиям, шаблонам, планам, удовлетворяя потребности источника выделения финансовых средств. Особенности такого распределения:

а) денежные средства ограничены;

б) денежные средства являются средствами налогоплательщиков;

Основная причина возникновения экономики отчетов заключается в системе распределения финансовых средств – денежные средства выделяются на основании отчета (рейтинга). Ситуация характерна не только для бюджетной отрасли, когда средства выделяются из федерального бюджета, но и для бизнеса в целом, когда денежный поток аккумулируется в тех организациях, которые предоставляют рынку положительную, с точки зрения инвестиций, отчетность.

В развитых странах, особенно в европейских, экономика отчетов становится основой не только псевдодеятельности, но и пвсевдорационализации и псевдоэффективности. Так, например, чтобы показать деятельность социальных организаций, им приходится под любым предлогом отбирать детей у родителей, тем самым указывая в отчетах выполнение плана.

В финансовой сфере европейские и американские фирмы давно уже вынуждены свою деятельность строить под систему псевдорейтингов. Как результат, финансовый кризис 2008 года, крах успешного по отчетам банка Lehman Brothers и других.

Постепенно, с улучшением экономической устойчивости РФ, псевдодеятельность начинает закрепляться и в российской экономике. В 2013-2014 годах ЦБ РФ начал активно проверять деятельность коммерческих банков. В результате выяснилось, что многие российские коммерческие банки, на манер западных, подделывают отчетность. Масштаб подделок оказался таким огромным, что пришлось отозвать лицензии банков (ЛИНК-банк, Евротраст, Инвестбанк, БПФ, Смоленский банк, Мастер-банк и многих других) и ужесточить требования к кредитным организациям. С другой стороны, финансово успешные организации и предприятия все чаще отказываются от сомнительных систем псевдорейтингов. Так, например, "Роснефть", АВТОВАЗ, ВТБ 24, Банк Москвы и "ВТБ Страхование" уже отказались сотрудничать с международным рейтинговым агентством Fitch Ratings из-за их непрофессионализма.

В сельском хозяйстве подделка отчетов происходит из-за существующей системы рейтингов регионов. Чем выше рейтинг, тем больше финансовых средств выделяются из федерального и региональных бюджетов. «Улучшенная» отчетность также влияет на политический рейтинг регионального руководства.

Аналогичная ситуация в сфере образования. Руководству вузов, чтобы не попасть в список неэффективных вузов и тем самым попасть под сокращение, приходиться подделывать отчеты, приписывая и дописывая значения показателей (см. например, http://www.rg.ru/2009/09/15/vuz-reyting.html).

Псевдодеятельность

Основная цель псевдодеятельности – показать наличие реальной деятельности. Каждый новый документ (проект закона, положение и т.п.) составляется таким образом, чтобы к нему было множество доработок.

  1. Правительство РФ.
    Принятие неактуальных законов. Примеры: реформа МВД (замена одного слова «милиция» на другое слово «полиция», сокращение временных поясов).
    Принятие несистемных законов. Примеры: закон о монетизации льгот, реформа образования, реформа пенсионной системы.
    В сфере образования: Сначала Минобрнауки отменяет статус золотых медалей, затем предлагает их вернуть (золотые медали были отменены с 01.09.2013. С 27.05.2014 статус золотых медалей вновь возвращен).
  2. Государственная дума. До 30% основной работы заключается во внесении не актуальных законов и поправок, на которые приходится тратить много временных и финансовых затрат, а также отмены законов с последующим их восстановлением.

    Основные причины:
    а) оплата за отчет о деятельности, но не за результат.
    б) некомпетентность и непрофессионализм избранных депутатов и сотрудников государственного аппарата.
  3. Налоговые органы и органы статистики. Отличительной особенностью является частая замена форм бланков документов и кодов классификации.

    Изменение формы бланка (замена строчки в форме, изменение оформления) приводит к дополнительным расходам на печать документов, штрафам предпринимателей, расходам на содержание и эксплуатацию информационных бухгалтерским систем.

    Таким образом, можно выделить основные причины псевдодеятельности экономики отчетов.
    1. Начисление заработной платы бюджетным организациям за отчет о деятельности, но не за результат. Доступ к льготным финансовым средствам, к системе госзакупок по рейтингу или отчетности.
    2. Несовершенная система рейтингов хозяйствующих субъектов.
    3. Отсутствие существенной ответственности за недостоверность отчетов.
    4. Отсутствие надлежащего контроля и проверки достоверности отчетов.
    5. Неэффективная система межбюджетных отношений.
    6. Использование зарубежного опыта без учета реалий российской действительности.

    Что касается отношения россиян к системе планов, то на январь 2014 года 54% участников проведенного "Левада-центром" опроса предпочли экономику, основанную на государственном планировании и распределении, а не саморегулированию рыночной экономики.

    В 2013 году доля противников рынка не превышала 49%, а в 1992г. их было лишь 29%. Доля сторонников рыночной экономики с 1992 г. сократилась примерно на две трети - 48% до 29%.

    Заметно выросло за последние несколько лет и число приверженцев "советской" политической системы. В январе 2008г. их численность уступала и сторонникам демократии западного образца, и тем, кто считал лучшим вариантом уже построенную в России политическую систему. За шесть лет доля ностальгирующих по советской власти выросла в полтора с лишним раза - с 24% до 39%.

    Доля сторонников европейского выбора при этом сократилась с 28% до 19%, а доля тех, кто живет по принципу "от добра добра не ищут" - с 36% до 21%.

Экономика и управление