Вопросы и ответы
Признаки и особенности антикризисного управления
Экономика и управлениеsemestr от 07 февраля 2011 года, 12:11
Антикризисное управление призвано воздействовать на факторы кризиса. К факторам кризиса относятся все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, т.е. собственно наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть как предполагаемыми, так и реальными.
Следует подчеркнуть, что любое управление, в определенной мере, должно быть антикризисным. Или становиться таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Если игнорировать это положение – неминуемы отрицательные последствия, а его учёт может помочь безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления состоит в следующих тезисах [2]:
– кризисы можно: предвидеть, ожидать и . . . вызывать;
– кризисы в определённой мере можно: ускорять, предварять, отодвигать;
– к кризисам следует и необходимо готовиться;
– кризисы можно смягчать;
– управление в условиях кризиса требует нестандартных подходов, специальных знаний, наличия опыта и управленческого искусства;
– кризисные процессы могут быть управляемыми (до определённого предела);
– управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и свести последствия к минимуму.
Система антикризисного управления должна иметь особые свойства:
– гибкость и адаптивность (чаще всего это матричные системы управления);
– склонность к усилению неформального управления, мотивация персонала в виде воспитания энтузиазма, терпения, уверенности;
– диверсификация методов управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
– снижение централизации для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы всех уровней управления;
– усиление интеграционных процессов в целях концентрации усилий и эффективного использования потенциалов компетенции исполнителей.
Антикризисное управление имеет особенности и в части приоритетного использования управленческих технологий. Особый упор должен делаться на:
– мобильность и динамичность в использовании всех видов ресурсов, проведение изменений и преобразований, реализацию инновационных программ;
– осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и внедрения управленческих решений;
– учёт повышенной чувствительности к фактору времени в процессе управления, осуществление своевременных действий по динамике ситуаций;
– усиление внимания к предварительным и текущим оценкам управленческих решений;
– использование антикризисного критерия качества управленческих решений.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Следует отметить, что в механизме антикризисного управления приоритеты отдаются:
– ориентации на антикризисные меры, экономии ресурсов, осторожности, глубокому анализу возникающих ситуаций, исполнительскому профессионализму и пр.;
– установкам на оптимизм и нацеленность на результат, социально-психологическую стабильность деятельности;
– инициативности исполнителей в решении проблем и поиске наилучших вариантов развития;
– корпоративности, взаимопомощи, поиску и поддержке инноваций.
Все эти факторы в совокупности должны найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности конкретного менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:
– профессиональным доверием,
– целеустремленностью,
– исследовательским подходом,
– строгой самоорганизацией,
– принятием на себя полной ответственности.
Только в сочетании всех этих качество антикризисное управление может принести ожидаемые плоды.
Следует подчеркнуть, что любое управление, в определенной мере, должно быть антикризисным. Или становиться таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Если игнорировать это положение – неминуемы отрицательные последствия, а его учёт может помочь безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления состоит в следующих тезисах [2]:
– кризисы можно: предвидеть, ожидать и . . . вызывать;
– кризисы в определённой мере можно: ускорять, предварять, отодвигать;
– к кризисам следует и необходимо готовиться;
– кризисы можно смягчать;
– управление в условиях кризиса требует нестандартных подходов, специальных знаний, наличия опыта и управленческого искусства;
– кризисные процессы могут быть управляемыми (до определённого предела);
– управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и свести последствия к минимуму.
Система антикризисного управления должна иметь особые свойства:
– гибкость и адаптивность (чаще всего это матричные системы управления);
– склонность к усилению неформального управления, мотивация персонала в виде воспитания энтузиазма, терпения, уверенности;
– диверсификация методов управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
– снижение централизации для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы всех уровней управления;
– усиление интеграционных процессов в целях концентрации усилий и эффективного использования потенциалов компетенции исполнителей.
Антикризисное управление имеет особенности и в части приоритетного использования управленческих технологий. Особый упор должен делаться на:
– мобильность и динамичность в использовании всех видов ресурсов, проведение изменений и преобразований, реализацию инновационных программ;
– осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и внедрения управленческих решений;
– учёт повышенной чувствительности к фактору времени в процессе управления, осуществление своевременных действий по динамике ситуаций;
– усиление внимания к предварительным и текущим оценкам управленческих решений;
– использование антикризисного критерия качества управленческих решений.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Следует отметить, что в механизме антикризисного управления приоритеты отдаются:
– ориентации на антикризисные меры, экономии ресурсов, осторожности, глубокому анализу возникающих ситуаций, исполнительскому профессионализму и пр.;
– установкам на оптимизм и нацеленность на результат, социально-психологическую стабильность деятельности;
– инициативности исполнителей в решении проблем и поиске наилучших вариантов развития;
– корпоративности, взаимопомощи, поиску и поддержке инноваций.
Все эти факторы в совокупности должны найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности конкретного менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:
– профессиональным доверием,
– целеустремленностью,
– исследовательским подходом,
– строгой самоорганизацией,
– принятием на себя полной ответственности.
Только в сочетании всех этих качество антикризисное управление может принести ожидаемые плоды.